Анализ урока – это не только метод контроля состояния образовательного процесса, но и метод инструктирования педагога. Это функция заместителя директора по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), связанная с оказанием методической помощи учителю с целью совершенствования его педагогического мастерства, инструмент управления процессом обучения.

Формулировка цели посещения и анализа урока, разработка целевой программы зависит от соответствующей теоретической и практической подготовки заместителя директора по УВР, его умения видеть результаты своей работы и работы педагогического коллектива в перспективе, превращать уже реализованную цель в средство достижения другой, более высокой.

Как показывает практика, отсутствие цели посещения и алгоритма наблюдения урока становится причиной малоэффективного и неполноценного анализа учебного занятия. Анализирующий урок заместитель директора по УВР испытывает затруднения в том, "что наблюдать” и "как наблюдать”. Если же цель и есть, то она ставится или формулируется искусственно и не имеет практического значения. Отсюда и типичные недостатки анализа урока:

  • анализ сводится к пересказу содержания урока;
  • анализирующему не удается выделить главное, его внимание акцентируется на отдельных деталях работы учителя;
  • достоинства и недостатки определяются не по результатам урока, а по степени совпадения хода урока с выданными методическими рекомендациями.

При постановке цели и разработке алгоритма наблюдения урока должны учитываться:

  • методическая тема и ее отражение в плане работы школы;
  • тема самообразования учителя;
  • рекомендации, данные в ходе последней аттестации педагога;
  • предложения по совершенствованию работы учителя по результатам наблюдений посещенных ранее уроков.

Это сказывается на выводах и предложениях, сделанных заместителем директора по УВР. Они часто противоречат друг другу, трудно проверить выполнение рекомендаций, и не видна роль, которую играет анализ конкретного урока в совершенствовании образовательного процесса в целом, в повышении качества работы конкретного учителя.

Цель посещения урока зависит от многого: стажа работы учителя, особенностей конкретного класса, специфики учебного предмета, возраста обучающихся и т. д. Цель следует разбить на подцели, которые станут основой для разработки алгоритма наблюдения урока, будут рассматриваться в качестве условий достижения цели.

Выводы и предложения по результатам наблюдения урока полностью зависят от четкости разработки алгоритма наблюдения. Выводы – это ответы на положения или вопросы алгоритма наблюдений, свидетельствующие о достижении цели, рекомендации учителю: что надо сделать, чтобы за конкретный срок достичь конкретных результатов.

В приложении представлены примеры алгоритмов наблюдения уроков в начальной школе.

Приложение Примеры алгоритмов наблюдения уроков в начальной школе