Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для  выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить,  как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока,  как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для  проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

Соблюдение санитарно – гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тем;
  • общее заключение об уроке.

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Анализ урока, проведенного с ИКТ

Анализ урока, проведенного с применением информационных технологий, требует особого подхода при оценке качества его проведения и результативности.

При анализе урока проведенного в компьютерном классе необходимо рассмотреть следующие материалы:

  • конспект урока,
  • анализ урока,
  • выводы и рекомендации по уроку.

Эти материалы должны составляться учителем-предметником совместно с инженером-педагогом (лаборантом)!

Конспект урока должен включать обычные компоненты конспекта:

  • дата, класс, место урока в расписании, тема, место урока в системе уроков по данной теме и место темы в курсе, тип, цели и задачи урока, план (с хронометражем, указанием деятельности учителя и учащихся).
  • Необходимо добавить раздел, описывающий программное обеспечение, задействованное на уроке и формы его применения, деятельность инженера-педагога (лаборанта), наличие предварительного домашнего задания.
  • Предварительное домашнее задание должно быть дифференцированным, учитывать подготовку учащихся, наличие компьютера дома.

Анализ урока можно составить из следующих разделов:

  • общая структура урока,
  • деятельность учителя и учащихся на уроке,
  • результаты этой деятельности, трудности, связанные с проведением урока.

В общей структуре урока дополнительно следует отметить:

  • специфику, связанную с используемыми компьютерными средствами,
  • перераспределение времени по сравнению с обычным уроком,
  • особенности связи нового материала с предыдущим, способ оценки усвоения знаний.

При оценке деятельности учащихся

  • необходимо оценить, насколько полно удалось использовать такую особенность урока с компьютером, как индивидуальный темп и самостоятельную работу учащихся.
  • необходимо учесть наличие учащихся, относящихся к уроку без интереса и выявить причины его отсутствия (в том числе и связь с проведением урока в компьютерном классе),
  • отметить полноту реализации цели и задач урока,
  • определить качество знаний, полученных учащимися на уроке.

К выводам и рекомендациям по уроку можно отнести:

  • замечания учителя по методике проведения урока и отбору материалов,
  • изменения в плане урока и их причины,
  • замечания по технической стороне.

Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютера именно на этом уроке, насколько органично ИТ сочетались с целями и задачами урока и помогали в их достижении.

Анализа урока с применением компьютерных технологий ______ (дата)

Учитель:_________________________________________________

Предмет__________________________________________________

Класс:___________________________________________________

Тема урока:______________________________________________

Тип урока:________________________________________________

Использование информационных технологий на этапах урока:

  • изучения нового материала;
  • закрепления знаний и умений;
  • проверки знаний.

Форма использования программного обеспечения:

  • полностью программа;
  • фрагмент;
  • отдельные кадры.

Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий:

  • целеполагание;
  • организация деятельности;
  • управление учебной деятельностью

Целесообразность применения информационных технологий. Обоснованное их использование с учётом:

  • поставленной цели;
  • содержания урока;
  • материала предыдущего и последующего уроков;
  • особенностей класса;
  • научно – методической подготовки учителя;
  • индивидуального стиля работы учителя.

Соблюдение санитарно – гигиенических требований:

  • правил техники безопасности;
  • воздушно – теплового режима;
  • чередования различных видов деятельности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение урока

Влияние информационных технологий на результативность урока:

  • мотивацию учащихся;
  • самостоятельную работу учащихся;
  • достижение поставленных целей урока.

Выводы:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Заместитель директора по информатизации ____________________Н.Н.Смирнова