Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу чения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имею щиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю новые воз можности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа. Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захваты вающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей по русскому языку. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В работе я активно использую две программы: «Презентация Power Point.» и «AC TIVstudio». Использование возможностей интерактивной доски значительно расширяет стандарт ные методы обучения практически на всех этапах урока (слайд 2) Попробую проиллюстрировать это на примерах из своего опыта работы. Итак, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Он позво ляет мне организовать разнообразные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, используя различные инструменты интерактивной доски: (слайд 3,4) Инструмент свободного перемещения объекта - при распределительном дик танте, работе с деформированным текстом, выполнении заданий по развитию речи, когда учащиеся, используя его, свободно перемещают слова, словосочетания, предложения или абзацы, выполняя тем самым поставленные перед ними учебные задачи. Положительным является: значительное сокращение времени на выполнение данных видов работ, увели чение объёма полученной информации, повышение мотивации к обучению; (слайд 5, 6) Пульт для выбора ответа – при проведении тестовых заданий. Этот уникальный инструмент по зволяет учащимся выбрать номер правильного ответа. Каждый пульт имеет и индивиду альный номер, позволяющий получить персональный результат. Обработка теста проис ходит мгновенно, результат выводится на экран. Тестовые задания провожу после изуче ния каждого блока тем. Положительным является: возможность мгновенного выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей работы по их ликвидации. (слайд 7, 8) Инструмент шторка – прикрывает выполненное готовое задание. Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных видов грамматических разборов: морфологи ческого, синтаксического, фонетического, морфемного. Положительным считаю при ис пользовании данного инструмента интерактивной доски то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах – взаимопроверка и опять же – экономия вре мени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нуж ный момент одним нажатием клавиши. (слайд 9, 10, 11) Маркер, а так же инструмент пера – для синтаксического разбора предложений, исправления ошибок, выделения нужной информации. Использование различных цветов маркера позволяет мне и учащимся мгновенно увидеть ошибку. Делаем это с помощью определённой цветовой гаммы. Ещё три года назад мои нынешние семиклассники ус воили, что подлежащее выделяем синим, сказуемое – красным, определение – зелёным, дополнение – чёрным, обстоятельство – коричневым цветами. Положительным моментом выделяю здесь то, что, во-первых, задействована зрительная память учащихся, во-вто рых, активизируется внимание детей, в-третьих, - повышается интерес к изучаемому ма териалу. (слайд 12) Обязательным инструментом в плане грамотной организации учебной деятельно сти считаю инструмент интерактивной доски таймер – для выполнения заданий, ограни ченных по времени. Примером могут служить задания разного вида самостоятельной ра боты, временной промежуток их выполнения приучает детей работать организованно, в темпе, без потери времени урока. В качестве положительного выделяю здесь воспитание у учащихся умение правильно организовывать свой учебный труд, что положительно ска зывается и на их работе в группе продлённого дня при выполнении домашнего задания. (слайд 13) Сканер относительно считаю инструментом интерактивной доски. Почему? По тому что с его помощью сканирую и вывожу на экран работы учащихся из тетрадей. Обычно использую этот приём при проверке домашнего задания. Ученик объясняет вы полнение упражнения. При необходимости я или другие ученики исправляем допущен ные ошибки, комментируем выполнение задания. Преимущество данного приёма вижу в том, что на сканирование работы затрачивается менее минуты, остальное время исполь зуем непосредственно на выполнение дополнительных заданий к домашнему упражне нию, в работу сразу задействуется весь коллектив класса, развивается орфографическая зоркость у детей, умение увидеть орфографическую и пунктуационные ошибки. (слайд 14, 15, 16) Следующий метод, на котором я хотела заострить ваше внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию речи при написании творческих работ. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссаль ные. Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории, как правило, иллюстрации в учеб нике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения, во-вторых, благо даря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увели чив его, в-третьих, проведение словарной работы по лексическому значению незнакомых или малознакомых слов, через воздействие не только на слуховую, но и зрительную па мять. (слайд 17) Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана, ви део- и музыкального фрагментов, художественного чтения актёрами-профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается в дальнейшем на написании ими творческой работы. Для категории моих учащихся это очень важно. (слайд 18, 19) К объяснительно-иллюстративному методу отношу и работу с таблицами, схе мами, карточками-заданиями различного вида. Я могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты. Положительное вижу в том, что и таблицы, и карточки, и схемы можно подгото вить до начала урока, дополнить их по необходимости в ходе урока и самое главное – со хранить в памяти комплекса, создав тем самым банк электронных материалов, системати зировав его различным направлениям. Таким образом, за время работы с интерактивной доской хочу отметить, что значи тельно повысился интерес учащихся к предмету, возросла их положительная мотивация. Примером может служить то, что 9 учащихся из 40 участвовали в международной игре-конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок-2011», занимаются с тьютером по русскому языку – 4 ученика, приняли участие в олимпиаде на школьном этапе – 7 учеников. Кроме того учащиеся могут самостоятельно выполнять творческие дополнитель ные задания, используя возможности персонального компьютера. Все учащихся вла деют навыками работы на ПК. (слайд 21) А также с началом использования интерактивной доски я увидела, что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а главное – продуктив ными. И результат не заставил себя ждать. Процент качества знаний учащихся по рус скому языку в 5 классе за I четверть составляет 65%, в 9 классе - 34%, во II четверти - 68%, 36%.