«Технология использования интерактивной доски» При использовании интерактивной доски необходимо учесть готовность как учителя, так и ученика. Готовность учителя к использованию интерактивной доски: – Курс пользователя ПК; – Мотивация педагогов; – Освоение возможностей инструментов мультимедийных технологий (самообразование); – Апробация электронных изданий и инструментов интерактивной доски; – Определение места и количества уроков в рабочих программах; – Навыки разработки уроков с использованием интерактивной доски; – Обмен опытом использования интерактивной доски на уроках между педагогами ОУ и города; – Умение использовать интеграцию различных предметных областей; – Планирование ожидаемого результата. Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски – Заранее определить тему использования доски в тематическом планировании; – Определить цели и задачи урока и его тип; –Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски; – Согласовать режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам); – Заранее подготовить учащихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски; –Подбор электронных изданий; –Конструирование своего урока на основании электронных изданий или создание урока с помощью инструментов интерактивной доски; – Рефлексия урока. Подготовка учащихся к работе на уроке с использованием интерактивной доски –Знать: учебный материал, возможности интерактивной доски; –Уметь: работать с инструментами интерактивной доски и компьютерными тестами; –Владеть: технологией использования светового пера. Особые мнения значимости интерактивной доски в учебном процессе Положительные аргументы: Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА. Отрицательные аргументы: –Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока; –Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником. Преимущество использования интерактивной доски в образовательном процессе – Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени; –Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов; –Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне; – Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность; – Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий; – Высокая плотность, динамичность и мобильность урока; –Возможность выхода за рамки школьной программы; –Повышение мотивации учащихся к обучению; – Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи. Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Использование средств информационных технологий расширяет стандартные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод. Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Так в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение учителями-предметниками компьютерных технологий даёт простор для отработки образовательных приёмов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и применения их при решении конкретных прикладных задач. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий, особенно в области программных средств. На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий. Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений. В презентации могут быть показаны опыты и превращения, эксперименты. Эта программа позволяет фиксировать внимание на изучаемом материале, не перегружать зрительное пространство. Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. На уроках по физике, математике, информатике, химии, географии и биологии, можно использовать электронные учебники, которые помогают усваивать и систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и других массу полезных и учебных навыков. Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов. Исследовательско-поисковый метод. Ориентирован на активное применение средств вычислительной техники и Интернет ресурсов. Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта. Ресурсы Интернет позволили не только найти информацию по данным заданиям, но и взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении. Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ содержат: а) справочные сведения; б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов; в) набор тематических и итоговых тестов. Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации. Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации. По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это словесные, наглядные и практические приёмы. Словесные. При использовании словесного приёма предлагается текстовое сообщение из СМИ или в распечатанном виде для каждого учащегося. А учащиеся выполняют устную или письменную работу. Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал. Практические. К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. А также самостоятельная подготовка к решению задач, автоматическая проверка правильности выполнения. Таким образом, информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.