На протяжении двух последних лет наша школа является муниципальной опытно-экспериментальной площадкой, работающей по теме: "Создание методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога и условий ее функционирования”.
Итогом работы за два года стали разработанные: концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога; теоретическая модель методической системы работы, позволяющая организовать внутришкольное управление процессом формирования инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные условия для профессиональной самореализации учителя (рисунок); необходимые условия функционирования предлагаемой методической системы работы; мониторинг результативности внедрения теоретической модели в практику общеобразовательного учреждения. Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя "новой" школы
Приложение 1
  Модель методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога

Эффективное функционирование предлагаемой методической системы обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: Управление процессом формирования инновационно активной личности педагогов осуществляется за счет внутренних инноваций системного характера в организации методической работы с учителями-предметниками. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т. д. Рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя. Выстраиванию оптимальной личностной траектории развития инновационно активной личности педагога способствует системная, комплексная, многоаспектная диагностика. Положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах. Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели формирования инновационно активной личности педагога определяется через организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной деятельности, включающего: графическую зависимость, отражающую динамику изменения профессиональной квалификации педагогов – участников эксперимента (на начало, середину и конец эксперимента); сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие динамику изменений активности и результативности участия школьников в интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента); сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику изменения методологической активности педагогов – участников эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских программ, публикация работ, участие в деятельности проблемных групп, городских методических объединений, школьных предметных кафедр и т. д.) (на начало, середину и конец эксперимента); сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику расширения партнерских связей школы; реализацию социально значимых проектов; использование школы как базовой для организации городских семинаров (на начало, середину и конец эксперимента). Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога в рамках сконструированной системы, строится на методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов – участников эксперимента. Процесс формирования компетенций, присущих учителю "новой" школы, рассматривается нами как целостность составляющих его структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного Таким образом, под системой работы по формированию инновационно активной личности педагога понимаем такую форму организации методической работы с учителем, в которой целевые, содержательные, инструментальные и методологические характеристики трех образующих ее блоков – "Диагностика", "Развитие" и "Поддержка" находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом. Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЯ концепции развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога Инновационно активная личность педагога может быть охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных компетенций, к которым мы относим предметно- методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий, медиатехнологий, в области управления системой "учитель – ученик". Учитель в "новой” школе – творческая личность, яркая индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и интересами. Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога основан на разработке и последующем внедрении в образовательный процесс школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к выполнению определенного вида деятельности. Научно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение педагога на пути его профессионального роста – необходимое условие формирования инновационно активной личности учителя. Деятельность педагога по повышению своей профессиональной компетентности будет более осмысленной, если она осуществляется в контексте реально существующей, личностно значимой проблемы. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагога должна предусматривать реабилитационное направление для педагогов с низкой готовностью к активной инновационной деятельности. Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование инновационно активной личности педагога.
Приложение 2
Л.И. Дранишникова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 27,
г. Дзержинск Нижегородской области
Источник: Справочник заместителя директора школы , №12, 2012 г.
Номер журнала: №12 (декабрь)