Концепция открытого образования актуализируется в информационном обществе, когда меняется статус и место образования в обществе в целом. Поскольку знание в виде информации становится главной ценностью, то образование как сфера воспроизводства знания превращается в основную сферу жизнедеятельности информационного общества.

Современное образование характеризуется как пространство открытости, а технологичность образования выступает как фактор открытости. Развитие системы образования определяется развитием технического потенциала общества, поскольку оптимизация технического потенциала общества предполагает непрерывное образование. Любая профессиональная деятельность требует непрерывного повышения квалификации, поскольку объем знания и характер технологий постоянно меняются. Образование интегрировано в социальную систему общества и представляет собой открытую систему.

Расширение внешних границ образования делает необходимым его внутреннюю трансформацию. Открытость как принцип развития информационного общества предполагает реализацию демократических принципов в системе образования.

Концепция открытого образования получает развитие в работах Б.Гершунского, М.Каминского, В.Солдаткина, Ю.Хабермаса, И.Юсупова и других.

Открытость современного образования предполагает реализацию таких демократических принципов как доступность знания, свобода перемещения, возможность самообразования, условия для развития и т.д. Подлинная открытость образования достигается посредством преодоления барьеров образования – институциональных, территориальных и т.д. Поэтому информатизация является необходимой предпосылкой для развития образования. Механизмы коммуникации, которые внедряются в образование через компьютерные телекоммуникации, способствуют реализации демократических принципов.

Открытость предполагает действенное взаимодействие с социальной средой как системы образования в целом, так и его основных элементов. Осуществление постоянного взаимодействия приводит к существенным трансформациям самой системы образования. Открытость определяет устойчивое развитие образования, так как его саморегуляция осуществляется в рамках объемлющего динамичного социального целого, элементом которого оно является.

Образование, представляющее системы закрытого типа уступает в устойчивости и эффективности открытому образованию, так как его регулятивные элементы будут характеризоваться стремлением к стабилизации путём ограничения и детерминации связей и отношений. Централизация всей деятельности закрытой системы образования приводит к её неэффективному функционированию в условиях современного неопределённого, непредсказуемого будущего, то есть в условиях становления информационного общества.

Открытое образование, кроме того, есть образование, готовящее к жизни в открытом обществе, то есть создающее способность принятия личных, собственных решений, формирующая личную компетентность. Традиционная ориентация только на монокультурное транслирование и воспроизводство знаний, умений, навыков в новых условиях оказывается неэффективной и проблематичной. Образование не является исключительно механизмом воспроизводства и отражения культурных смыслов и социальных связей, а является основным способом их формирования, становления и развития в информационном обществе.

Образование, находясь в открытой культурной позиции, оказывается доступно дифференцированной, подвижной, многообразной социокультурной среде и взаимодействует с различными культурными, социальными практиками. Педагогическая практика становится плюралистичной и динамичной, с необходимостью возникают и развиваются альтернативные педагогические проекты, претендующие на педагогическую доброкачественность и социальную значимость. В условиях становления информационного общества происходит концептуализация педагогических практик и образования в целом.

Смещается центр педагогического пространства от передачи знаний, умений, навыков, совокупности опыта, ценностей и норм к формированию культурной инициативы, способов эффективной деятельности в условиях интенсивного взаимодействия (прежде всего информационного) различных культурных практик, которое определяет значимость и конфигурацию знаний, умений, навыков. Педагогическая деятельность в этих условиях нацелена на выстраивание индивидуальной траектории самодвижения субъектов образования. В целом, необходимый отход от традиционного типа образования в условиях современного общества видится как переход к образованию, которое формирует открытую и компетентную позицию личности, способной понимать и принимать значение иных культурных практик.

В основе открытой системы образования лежит глобальная информационная инфраструктура, вовлекающая в образовательный процесс всех членов мирового общества. В открытой системе естественным образом проявляются все черты новой образовательной парадигмы, основанной на принципах непрерывности образования, индивидуализации обучения, фундаментальности образовательных программ. Наиболее перспективными в этой системе образования являются технологии дистанционного обучения. Основанное на современных компьютерных средствах, дистанционное обучение позволяет получать образование в самых удаленных регионах, а практически неограниченный спектр образовательных услуг может удовлетворить любые образовательные потребности.

Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе. Среди существенных черт и функций новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, информатизация, экологизация, футуризация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности, к механизмам управления образовательной деятельностью.