В свободной интернет-энциклопедии «Википедия» дается определение: «Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет».

Е.С. Полат дает следующее определение: «Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».

Схожее определение данного понятия находим в работе Л.И. Долинера: «Дистанционное обучение – это форма получения образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств новых информационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно-обоснованных методов обучения».

Существенным здесь является то, что использование новых коммуникационных технологий (все тех же телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио - и видеотехнологий) обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия обучаемого с участниками обучения вне зависимости от их географической удаленности друг от друга. Кроме этого, наличие современных диалоговых средств обучения и контроля (компьютерных программ, интерактивных видеодисков, информационных баз и доступ к ним через Интернет) позволяет организовать обучение, отвечающее самым современным требованиям дидактики.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и традиционное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), но форма подачи и организации учебного материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой претерпевают значительные изменения, а именно: изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации; изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса; развитие информационно - коммуникационной предметной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий.

Форма обучения вносит существенную корректировку в реализацию общедидактических целей и методов обучения. В отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель (преподаватель), при использовании новых информационных технологий центр тяжести переноситься на обучающегося, который активно строит учебный процесс, выбирая свою траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося в его деятельности. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных знаний и усилий.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Итак, что мы имеем.

  • - Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.
  • - Интернет-обучение – это частный вид дистанционного обучения.
  • - Дистанционное образование – это дистанционное обучение, по завершении которого выдается диплом.

Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.

Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через электронную почту, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом(профильное обучение)

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся основными моментами:

  1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
  2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
  4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
  5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.