(сентябрь)

Данные по результатам стартовой диагностики позволяют оценить образовательные достижения (результаты) выпускников начальной школы, которые являются основой для успешного продолжения школьниками образования на следующей ступени.

Образовательные достижения (в соответствии с образовательным стандартом второго поколения) включают три типа образовательных результатов – предметные, метапредметные и личностные.

Метапредметные показатели включаются в индикаторы качества образования при проведении международных исследований.

Под метапредметными результатами понимают освоенные обучающимися на базе всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы включают познавательные и информационно-коммуникативные умения, которые в действующем стандарте определены как общие учебные умения, в соответствии с которыми и были разработаны проверочные материалы для стартовой диагностики по оценке готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения.

При анализе полученных результатов следует акцентировать внимание учителей на умениях (способах действий), являющихся проблемными для освоения различными группами учащихся, и формирование которых, должно стать задачей всего педагогического коллектива.

Заместителям директоров школ и администрации

  • 1. Организовать работу учителей по анализу результатов диагностики, используя проверочные материалы (остались в школах), планы тестов (см. приложение 2), скаченные из личных кабинетов формы с результатами и пояснения к ним (3 формы по метапредметным умениям и 2 формы по русскому языку и математике).
  • 2. Обсудить результаты диагностики с учителями-предметниками и учителями начальной школы.
  • 3. Сравнить результаты классов (если тестирование проводилось в нескольких классах одной параллели), определить причины расхождения результатов, приняв во внимание условие проведения: «без наблюдателя» или «в присутствии наблюдателя».
  • 4. Провести совещания с педагогами, работающими в 5-х классах, по обсуждению плохо освоенных учащимися умений. Выявить и обсудить причины низких результатов учащихся по МПУ (см. приложение 3). Проанализировать причины расхождения оценок учащихся за тест и школьных оценок по соответствующим предметам за прошлый учебный год.
  • 5. Выявить причины низких результатов (на 10% и более, ниже, чем по городу) и недостаточных (для данного класса) результатов, используя формы со структурами знаний по предметам и овладения контролируемыми метапредметными умениями.
  • 6. Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.
  • 7. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся___ класса на уроках _____ (предмет)». «Коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся___ класса по _____ (предмету, следующим темам)».
  • 8. Организовать посещение и взаимопосещение уроков с целью анализа обучающей деятельности учителей по формированию и развитию метапредметных умений, а также с целью обмена опытом.
  • 9. Запланировать проведение педагогического совета с включением вопросов о вертикальной и горизонтальной преемственности в формировании метапредметных умений и способов деятельности. Возможная тематика педагогических советов: «Формирование и развитие метапредметных компетентностей учащихся как фактор повышения качества образования», «Формирование и оценка универсальных учебных действий в условиях введения новых ФГОС».
  • 10. Составить аналитическую справку по результатам диагностики (см. приложение 1).

Педагогическим коллективам школ

  • 1. Проанализировать содержание диагностических тестов по русскому языку, математике и по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания, составленные на основе жизненных ситуаций, выполнение которых предполагает комбинирование известных алгоритмов деятельности и выбор оптимального пути решения (см. приложение 3). Определить знания и умения, которыми овладели ученики в начальной школе и которые необходимо совершенствовать в процессе дальнейшего обучения.
  • 2. Используя формы с данными по диагностике, оценить результат каждого ученика с учетом его школьной успеваемости, обратив особое внимание на учащихся, для которых уровень школьной успеваемости отличается от уровня овладения МПУ и школьная оценка по предмету не соответствует оценке за тест.
  • 3. Провести поэлементный анализ результатов выполнения работ и выявить пробелы, имеющиеся у учащихся, продемонстрировавших низкий и средний уровни овладения МПУ.
  • 4. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских на 10% и более).
  • 5. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов, обратив внимание на индивидуальный характер работы по формированию МПУ.

Школьным методическим объединениям учителей

  • 1. Проанализировать содержание тестов; определить знания и умения, которыми овладели ученики в начальной школе и которые необходимо совершенствовать в процессе обучения в основной школе.
  • 2. Определить причины недостаточного уровня подготовки учащихся по соответствующим разделам школьной программы (выполнение заданий ниже 65%).
  • 3. Спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения;
  • 4. Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов предметной диагностики.
  • 5. Подготовить (выбрать) тренажеры с использованием ИКТ.
  • 6. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ.
  • 7. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т.д.).
  • 8. Включить в план заседаний методических объединений отчеты учителей по результатам проделанной работы.
  • 9. Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).
  • 10. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий на основе опыта работы экспериментальных площадок г. Москвы, разработок специалистов МЦКО.
  • 11. Запланировать обучающие семинары по изучению методики развития универсальных учебных действий и критериев их оценивания, по изучению диагностических материалов по метапредметным умениям, по обучению анализу и интерпретации результатов диагностики.
  • 12. Включить в план работы проведение в течение учебного года мастер-классов педагогов, успешно осуществляющих развитие метапредметных умений.

Приложение 1

Примерный план аналитической справки по результатам диагностики

  • 1. Цель проведения независимой диагностики в __ классах по ____ (предметам).
  • 2. Результаты независимой диагностики знаний (умений) обучающихся ___ класса по ____ (таблица с оценками класса (уровнем умений) из соответствующих форм).
  • 3. Анализ результатов:
    • - сравнение результатов тестирования со школьной успеваемостью по предметам; процент совпадения и несовпадения полученных результатов с итоговыми оценками;
    • - обучающиеся, продемонстрировавшие отличные результаты; факторы, обеспечившие высокие результаты;
    • - обучающиеся, показавшие низкий уровень овладения знаниями и умениями (непрочный характер знаний; недостаточный уровень овладения умениями);
    • - сопоставление оценок, полученных в ходе тестирования, со школьной оценкой; определение групп обучающихся, у которых наблюдается совпадение оценок и расхождение в два балла между школьной оценкой и оценкой, полученной в ходе тестирования; установление причин расхождения результатов; выявление случаев необъективного выставления оценок.
  • 4. Анализ структуры овладения знаниями / метапредметными умениями (формы по структуре знаний и умений):
    • - определение тем (контролируемых элементов содержания или метапредметных умений), которые освоены обучающимися на высоком и достаточном уровнях;
    • - сравнение со средними результатами по городу; темы, по которым уровень овладения знаниями выше (ниже) средних по городу (различие составляет более чем 5%);
    • - определение элементов содержания не усвоенных обучающимися; анализ причин низких результатов (некорректно формулировать причины низких результатов, основываясь на личностных особенностях обучающихся).
  • 5. Установление динамики результатов:
    • - установление соответствия полученных результатов с итогами административных контрольных работ и других мероприятий ВШК;
    • - выявление динамики формирования умений и навыков по сравнению с результатами ВШК (положительная, отрицательная, отсутствие динамики).

Выводы и принятие конкретных управленческих решений на основе полученной информации на текущий учебный год (полугодие).

Система мер, направленных на повышение качества образования, должна касаться деятельности учителей – предметников, классных руководителей, методических служб образовательного учреждения, психологов, администрации образовательного учреждения.

На основе анализа результатов определяются группы учащихся, которые нуждаются в усилении педагогического внимания (система спланированной коррекционной работы), а также обучающиеся, которые могут работать по программам повышенного уровня.

При оценке качества обучения показывается связь между эффективностью обучающей деятельности учителя и уровнем развития умений и навыков обучающихся.

Выявляются факторы и условия, стимулирующие повышение качества обучения и препятствующие этому. Определяются направления работы по повышению качества обучения предмету в конкретном классе (сроки, средства, способы достижения).

На основе анализа результатов диагностики формулируются задачи и планируются мероприятия внутреннего мониторинга качества образования; планируются изменения в системе методической работы школы и системе повышения квалификации педагогических кадров.