Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы, а, следовательно, оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального образования. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой работы.

В 2006 году по инициативе Рособрнадзора была начата работа по созданию инструментария и технологии обследования первоклассников на готовность к обучению в школе. За период с 2006 по 2012 годы проводилась следующая работа:

  • - разработка и операционализация показателей готовности первоклассников к обучению в школе;
  • - разработка и апробация инструментария обследования готовности первоклассников к обучению в школе;
  • - разработка форм представления результатов на различных уровнях системы образования;
  • - формирование рекомендаций для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов.
  • - доработка инструментария обследования готовности первоклассников к обучению в школе

Разработанный инструментарий включает:

  • 1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.
  • 2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки).
  • 3. Анкета для учителя начальной школы (в электронном виде).
  • 4. Анкета для родителей.
  • 5. Карта первоклассника.
  • 6. Форма для списка учащихся.
  • 7. Электронная форма для ввода и первичной обработки данных.

При разработке инструментария использовались авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (2001-2004 годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS). Инструментарий и технология обследования прошли апробацию в 11 регионах Российской Федерации. В ходе эксперимента было обследовано более 120 тысяч первоклассников.

Скачать