Приоритетным направлением модернизации российского образования является создание единой образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество современного образования. Значительная роль при этом отводится учебно-методическому обеспечению образовательного процесса на всех ступенях обучения.

В 90-х годах прошлого столетия в условиях вариативности российского образования стал расширяться перечень учебно-методических комплектов. Апробация данных УМК осуществлялась в образовательных учреждениях разного типа. В связи с переходом на ФГОС второго поколения авторскими коллективами были переработаны имеющиеся УМК в соответствии с новыми требованиями. Учебники различных авторов ежегодно входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных/допущенных к использованию в ОУ РФ.

По данным муниципальных образований, в 2012-2013 учебном году в образовательных учреждениях Оренбургской области для обучения младших школьников используется 10 различных УМК. Данный факт подтверждает широкую вариативность учебно-методических пособий в образовательном пространстве региона. Процентное соотношение использования УМК представлено в таблице 1 и диаграмме 1, где отчетливо видно явное преимущество Образовательной системы «Гармония».