С одной стороны, можно рассматривать программы для дистанционного обучения в виде оболочек, в которых проходит это самое обучение. С другой стороны, немаловажным является рассмотрение программы для дистанционного обучения как некоторого руководства (методического, организационного и проч.) к действию.

I. Программы для дистанционного обучения как оболочка.

Здесь необходимо различать следующее.

Программы (системы) бывают специализированные (устанавливаемые в виде программной оболочки на конкретный компьютер (локальный или сервер) и универсальные (устанавливаются на сервер, работа осуществляется либо через клиентскую программу, либо через браузеры (если программы веб- или Интернет-ориентированные).

Программы могут быть платные или бесплатные.

Программы могут быть с открытым кодом или закрытые.

Программы могут иметь сложный интерфейс, требующий от пользователя – как от администратора системы, от разработчика курсов, так и от клиента-потребителя услуг – дополнительной подготовки. А могут иметь интуитивно понятный интерфейс, дружественный всем категориям пользователей.

Программы могут требовать наличия, наряду с преподавателем-разработчиком курсов дистанционного обучения, администратора и программиста и, соответственно, жесткого разграничения ролей и функций между участниками процесса разработки и сопровождения курсов дистанционного обучения. А могут позволять преподавателю самостоятельно создавать курс, сопровождать его, работать с пользователями-учащимися (т.е. «все-в-одном»).

Программы могут быть интегрированными (в смысле интеграции всех компонентов (модулей) системы), а могут состоять из отдельных подсистем-модулей.

На рынке представлено много программ (систем) для реализации в учебном заведении дистанционной формы обучения: Прометей, интернациональная Moodle и многие другие.

Но каждое образовательное учреждение может выбирать необходимую ему систему дистанционного обучения, основываясь на таких критериях, как (в порядке значимости):

  • 1. Поддержка системы: организационная, техническая и проч.
  • 2. Стоимость.
  • 3. Полнота обеспечения сервисами.
  • 4. Возможность расширения.
  • 5. Удобство работы и др.

II. Программы для дистанционного обучения как описание действий по внедрению и развитию.

Что касается описания программы как описание действий по внедрению и развитию для организации дистанционного обучения в учебном заведении любого типа, то здесь нет единых правил – каждый решает эти вопросы по-своему. Неизменной является лишь та основа, на которой будет разворачиваться дистанционная форма обучения в учебном заведении любого типа. Это:

  • 1. Техническое обеспечение дистанционной формы обучения – от компьютеров до подключения к сети Интернет.
  • 2. Подготовка преподавательского состава.
  • 3. Методическая и организационная подготовка.

Остальное – произвольная программа самого учебного заведения.

Требования к учащимся: компьютер и Интернет

Для обучения по дистанционной программе ученик должен соответствовать таким обязательным требованиям:

  • – обладать элементарными навыками работы с текстовым редактором, чтобы писать письменные работы;
  • – иметь доступ в Интернет и уметь выполнять базовые операции с любым из веб-браузеров по своему выбору (Internet Explorer, Mozilla, Chrome, Opera и др.): открывать сайт, заполнять форму, участвовать в форуме, скачивать и посылать файл.

Формат курсов

Каждый курс дистанционного обучения по своей структуре очень напоминает курс из обычной программы. В его план входит:

  • описание курса и его цели (познавательные, духовные, практические)
  • список обязательной литературы
  • список рекомендуемой литературы
  • список заданий
  • сроки сдачи работ
  • составные оценки (как конкретное задание влияет на общую оценку)
  • информация об экзамене и консультациях (если таковые планируются)

Основа курса – это лекции. Они могут записываться в нескольких форматах (текст, аудио, видео) – в зависимости от возможностей и предпочтений конкретного учителя.

Запись на дистанционное обучение.

Учитель устанавливает сроки, в течение которых учащиеся могут подавать заявки на прохождение определенного курса. Для подачи заявки они используют свой логин и пароль в Moodle. Преподаватель рассматривает ее и дает свое согласие или несогласие. Несогласие может быть вызвано тем, что, например, учащийся не может быть допущенным к этому курсу, прежде чем не пройдет другой.

Когда срок подачи заявок истек и группа учащихся сформирована, они получают доступ к ресурсам курса и начинают работу с ним.

Задания

Дистанционный курс предусматривает разные задания. Учащиеся должны читать книги, слушать или смотреть лекции, делая при этом пометки. Учащиеся имеют возможность слушать лекции по несколько раз (если необходимо), таким образом используя одно из преимуществ дистанционного обучения, недоступное в случае традиционных лекций.

Кроме того, учащиеся должны выполнять письменные задания. Задания должны отправляться учащимися четко в указанный срок. Дистанционная программа предусматривает более жесткие требования относительно сроков выполнения письменных заданий.

Связь и общение

В эпоху Интернет стало значительно проще получить необходимую информацию. Доступ к знаниям (в том числе теологическим) значительно упрощен, а на передний план вышла необходимость обсуждения полученной информации. Поэтому дистанционная программа нацелена на развитие общения между учащимися на теологические темы. Одним из требований дистанционного курса может быть активное участие в Интернет-форумах, созданных специально для этого курса.

Не менее важный аспект – это общение учащихся и учителя. Учитель оценивает и комментирует письменные работы учеников. Ученик может связаться с учителем для разъяснений и обсуждения работы. Предполагается, что учитель также участвует в форуме, отвечая на вопросы учеников. Возможна также организация Skype-конференций, когда учитель отвечает на вопросы устно.