Мне хотелось бы представить Вашему вниманию опыт работы нашего Центра по организации предпрофильной подготовки.

В настоящее время требования к современному образованию постоянно повышается, так как в общественном сознании зреет понимание того, что будущее России будет в значительной степени определяться качеством образования, результаты которого в настоящее время далеко не в полной мере удовлетворяют как родителей, так и учащихся.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Предпрофильная подготовка направлена на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса.

В Центре детского технического творчества было разработано и утверждено «Положение о предпрофильной подготовки в ЦДТТ» на основе Концепции модернизации российского образования и «Положения о предпрофильной подготовке в ОУ г. Гая».

В концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения говорится о том, что предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся 9-11 классов относительно избираемых ими профилирующих направлений собственной деятельности.

Целью предпрофильной подготовки в Центре детского технического творчества является: создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Содержание предпрофильной подготовки включает в себя:

  • информационную работу;
  • ориентационную работу;
  • курсы по выбору учащихся

и ориентируется на модель предпрофильной подготовки, предусмотренную в программе развития Центра и способствует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения.

Модель предпрофильной подготовки предполагает организацию работы с учащимися 9-х классов школ города, при обучении на курсах по выбору рассчитанных на 12-18 часов. Формы работы и система оценивания представлены на слайде.

Модель предпрофильной подготовки ЦДТТ

Начальным этапом введения предпрофильной подготовки, является организация информационной работы с будущими девятиклассниками. Информационная работа основывается на маркетинговых исследованиях. В середине учебного года мы предлагает ОУ перечень программ элективных курсов на следующий учебный год с кратким содержанием курса в виде методической продукции (буклеты, информационные листы, брошюры), также рекламу курсов по выбору можно увидеть на местном телевидении через детскую студию «220 Вольт». Педагоги Центра выступают на классных часах, родительских собраниях с целью ознакомления детей и родителей с предлагаемыми курсами. В мае месяце разрабатывается черновой вариант по организации работы, формируется банк данных, участвующих в организации предпрофильной подготовки. То есть на конец учебного года уже известно, какой курс востребован, сколько детей записалось на данный элективный курс.

Национальный образовательный проект «Наша новая школа» рекомендует подросткам выбирать профиль обучения, осваивать программы профессиональной подготовки, находя себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Мы предоставляем им возможность осознанно выбирать свое будущее.

В настоящее время Центр предлагает и реализует 8 программ курсов по выбору, которые рассчитаны на 12 часов.

Курс «Имидж делового человека» предназначен для знакомства учащихся 9-х классов с особенностями образа делового человека. В конце обучения учащийся может самостоятельно выявлять свой тип темперамента и уровень своей самооценки с помощью специальных методик. Также использовать навыки делового общения и проектировать индивидуальные модели поведения. Учатся умению «держать» себя, ухаживать за своей внешностью, соблюдать хорошие манеры и культуру речи.

Курс «Культура делового общения» - это, прежде всего знание этикета. В ходе курса дети отвечают на вопросы: Как должен выглядеть человек? Как грамотно вести приём посетителей? Как создать благоприятный психологический климат для делового разговора? Как с помощью жестов и мимики можно «читать» собеседника? Занятия проводятся в нестандартной форме. При проведении занятий педагог руководствуется принципом « с детьми и для детей». Занятия помогают детям получить знания о культуре поведения делового человека в обществе, творчески мыслить и расширять свой кругозор в мире профессий.

Актуальным в элективном курсе «Управление личными финансами» является то, что учащиеся получают практический опыт работы обращения с деньгами, который в будущем может стать основой полезных и устойчивых привычек, что позволит им по мере взросления обеспечивать свое финансовое благополучие. Важной особенностью программы является получение учащимися понимания необходимости грамотного управления личными финансами.

Занятия по программе «Юный журналист» подготавливают учащихся к профессии журналиста. Ребята знакомятся с выдающими журналистами, учатся грамотно вести беседу, брать интервью, писать небольшие статьи в сфере науки и техники.

Для чтения элективных курсов «Основы правовой культуры потребителя», «Экономика и управление», «Горное дело», «Основы моделирования и художественного оформления одежды» привлекаются узкие специалисты с экономическим, технологическим образованием, в частности ведением курса «Горное дело» занимается преподаватель Гайского индустриального колледжа. Именно на это нацеливает нас национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой отмечено о том, что понадобятся педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями являющиеся профессионалами в других областях деятельности.

Занятия проводятся во вторую смену. Формы проведения элективных курсов: лекция, деловая игра, тренинг, проектная деятельность, экскурсии на предприятия. Каждый педагог проводит итоговую систему форм контроля достижений учащихся в виде: тестирования, зачета, защиты проекта, реферата.

Для модуля «Предпрофильная подготовка» определены следующие показатели мониторинга. Так как элективные курсы краткосрочные, в течение учебного года отслеживается количественный составучащихся посещающих курсы.

Охват учащихся элективными курсами за 3 года и за I полугодие этого учебного года вы можете увидеть на слайде.

Охват учащихся элективными курсами
2007-2008 уч.год 2008-2009 уч.год 2009-2010 уч.год 2010-2011 уч.год
I полугодие

222 человека 339 человек 152 человека 154 человека
8 эл. курсов 8 эл.курсов 4 эл.курса 8 эл. курсов

Дети, могут посещать ни один, а несколько элективных курсов, поэтому фактическая занятость девятиклассников от их общего уровня не просчитывалась. В этом году мы решили отследить на конец учебного года уровень посещения курсов по выбору девятиклассниками от общего их числа.

В сравнении с прошлым 2009-2010 учебным годом посещаемость курсов возросла

Элективные курсы посетили обучающиеся почти всех ОУ нашего города.
Уровень удовлетворенности курсами за три года тоже увеличился.

Педагогом-психологом в рамках психологического сопровождения предпрофильной подготовки осуществляется мониторинг профессионального самоопределения ученика. Ею используется опросник «Профессиональные склонности школьников» (авторская модификация Г.В.Резапкиной опросника Йовайши). В ходе диагностики, психолог помогает выявлять подросткам способности к разным профессиям. Кроме диагностической работы большую роль играет консультативная помощь по вопросам выбора профиля.

Образовательные запросы учащихся и их родителей будут изучаться и обобщаться, для того чтобы вводимые профили обучения смогли удовлетворить потребности возможно большего числа будущих девятиклассников. Организация предпрофильной подготовки является одним из важнейших элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования. И на следующий учебный год мы предложили ОУ 4 программы профильного обучения: «Основы моделирования и художественного оформления одежды», «Математика», «Горное дело», «Психология на производстве». Центр ищет различные формы сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями, чтобы выпускники увереннее шли по жизни, вооружившись прочными знаниями, полученными в Центре детского технического творчества благодаря профильному обучению.

Заместитель директора по УВР Плотникова Л.Г.