В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.

Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто педагог-предметник, а педагог- психолог, педагог-исследователь, педагог-технолог, умеющий выстраивать реально достижимые цели, прогнозировать результат, творчески применять и разрабатывать авторские образовательной программы, технологии, приемы.

Помочь педагогу в повышении профессионального уровня призвана методическая служба Центра, задачи и содержание работы которой определены в соответствии с результатами проблемного анализа педагогической деятельности ЦДТ «Радуга», в соответствии с результатами методической деятельности прошлых лет, исходя из заказа педагогических работников учреждений внешкольного дополнительного образования.

Система методической работы направлена на комплексную реализацию основных функций методической деятельности: разработка, накопление, обобщение, систематизация, распространение методических знаний.

Управление методической службы осуществляет Научно методический совет (НМС).

Цели и результаты деятельности НМС:

  1. По отношению к методической деятельности и методической службе: - становление методической системы ЦД «Радуга».
    Результат: Модель системы конструктивной методической деятельности.
  2. По отношению к педагогическим кадрам – повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования.
    Результат:
    • Повышение квалификации и профессионального мастерства педагога.
    • Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
  3. По отношению к образовательному процессу – повышение качества образовательного процесса на основе формирования и развития его научно-методической базы, формирование комплексной образовательной среды ЦДТ.
    Результат:
    • Единая научно-методическая база образовательного процесса;
    • Вариативные разноуровневые модели образовательно-воспитательного процесса;
    • Внедрение инновационных технологий в педагогическую практику;
    • Единые требования к образовательному процессу и вариативные критерии его оценки.

Для успешной реализации поставленных задач целесообразно методическую работу распределить по следующим направлениям:

  1. Обучающее направление;
  2. Аналитическое направление;
  3. Социально-психологическое направление;
  4. Программное направление;
  5. Обобщение передового педагогического опыта;
  6. Информационное направление.

Каждое направление реализуется через подсистему:

I. Обучающее направление – через систему деятельности по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров.

Включает в себя:

  • а) Школу повышения профессионализма.
    Формы работы:
    • УМК (групповые, индивидуальные);
    • Семинары-практикумы;
    • Единый методический день;
    • Взаимопосещение занятий;
    • Мастер-класс;
    • Самообразование педагогов (педагогическое).
  • б) Аттестацию педагогических кадров (1, П квалификационная категория)
    Формы работы:
    • Аттестационные (проблемные) курсы;
    • Индивидуальное консультирование педагогов 1, П категории;
    • Открытые занятия, воспитательные мероприятия.
  • в) Конкурс профессионального мастерства «Педагог года ЦДТ»
    Номинации:
    • «Открытое занятие»;
    • «Дополнительная образовательная программа»;
    • «Педагогический рейтинг»»
    • «Выставка-панорама методической продукции
    Формы:
    • Занятия с молодыми и вновь принятыми педагогами;
    • Наставничество;
    • Самообразование педагогов (специальное).

II. Диагностико-аналитическое направление предполагает:

  • а) анализ состояния социума и прогноз тенденций его изменения;
  • б) выявление и анализ достижений науки в области интересов УДО;
  • в) анализ эффективности инновационной работы, представленной в СМИ;
  • г) маркетинговые исследования.

III. Социально-психологическое направление:

  • а) психолого-педагогический мониторинг образовательно-воспитательного процесса;
  • б) психологическое просвещение воспитанников, родителей, педагогов;
  • в) групповые и индивидуальные консультации, тренинги для педагогического коллектива;
  • г) социологические опросы;
  • д) реализация программы «Здоровье».

IV. Программное направление включает в себя:

  • а) разработку и коррекцию дополнительных образовательных программ;
  • б) экспертизу дополнительных образовательных программ;
  • в) разработку программы организации летнего отдыха детей;
  • г) подготовку программы к экспертизе МС ГОО;
  • д) конкурс инновационных программ.

V. Обобщение передового педагогического опыта предполагает:

  • а) сбор, обработку и накопление материалов;
  • б) самообобщение педагогического опыта;
  • в) распространение педагогического опыта;
  • г) издание буклетов, брошюр, фото и видео материалов;
  • д) разработку методических рекомендаций по использованию передового педагогического опыта;
  • е) создание банка данных по передовому педагогическому опыту.

VI. Информационное направление:

  • а) фонд учебной и научно-методической литературы;
  • б) фонд методической продукции педагогов ЦДТ;
  • в) информационный фонд;
  • г) информация о новинках методической продукции;
  • д) выставка-панорама методической продукции.

Принципы:

  • актуальность;
  • научность;
  • системность;
  • последовательность, преемственность и массовость;
  • творческий характер;
  • оперативность, гибкость, мобильность.

Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями, которые можно представить следующим образом:

  • критерий результативности,
  • критерий рационального использования времени;
  • критерий удовлетворенности педагогов своим трудом;
  • критерий взаимосвязи.

Хочется отметить, что сложившаяся система методической работы позволяет решать как частнометодические задачи, так и решать масштабные методические проблемы. В частности, в течение последних 2-3 лет решается проблема, изложенная в Программе развития учреждения: «Способствовать становлению нравственного поведения воспитанников средствами многопрофильного УДО».