Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к современным выпускникам.

Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому нужна перестройка всего учебного процесса.

Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приёмами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности воспитанника, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Вместе с тем, как показывает практика, сегодня самое большое распространение интенсивные технологии получили не в учебных заведениях, а в системе обучающихся организаций (корпоративные университеты, трененговые курсы, ассессмент-центры). Необходимость создания таких образовательных центров появилась именно в бизнес-практике, так как, во-первых, выпускники учебных заведений в большинстве своём не готовы работать в современных условиях, а во-вторых, ситуация в организациях постоянно усложняется в связи с жёсткой конкуренцией и требованиями.

Расширение игротехнической компетентности педагогов дополнительного образования позволит шире использовать возможности интенсивных интерактивных технологий, которые можно применять на материале большинства преподаваемых дисциплин. Инновационные технологии представлены интенсивными технологиями интерактивного обучения и игровыми интерактивными технологиями.

Современный педагог, сталкивающийся с динамикой существующего мира, поставлен перед необходимостью постоянных изменений в своей деятельности.

Очевидно, что в этой ситуации роль преподавателя меняется, границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки.

Содержания и методы обучения требуют радикальных изменений. Педагоги- теоретики считают приоритетным в процессе передачи знаний и развития умений формирование у обучаемого способности самостоятельно и творчески мыслить, в то же время практика образования ориентирована на пассивное усвоение знаний.

Решить такие проблемы можно, только разумно сочетая традиционные и интенсивные технологии обучения.

В педагогической литературе описаны три типа инновационных подходов к образовательным технологиям:

  • радикальные – например, осуществление попытки перестроить весь учебный процесс на основе компьютерных технологий, включая обучение через Интернет-сеть, дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.
  • комбинаторные – соединение ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приёмов и способов, например лекция-диалог или семинар: анализ критических инцидентов по проблеме)
  • модифицирующие – улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного её изменения (например: деловая или ролевая игра).

Разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:

  1. Поиск по линии репродуктивного обучения («персонализированная система обучения»), дидактическая основа которого связана с развитием программированного обучения;
  2. Поиск по линии исследовательского, инновационного обучения, когда весь учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений;
  3. Использование модели учебной дискуссии, характерной чертой которой является обмен знаниями, мнениями, сведениями; высказывание разных точек зрения; выработка компромиссного решения;
  4. Организация обучающей деятельности на основе игровой модели, предполагающей максимальную активность обучаемых.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в деловой игре - около 90%.

Таким образом, в учебном процессе актуальными являются модели учебной дискуссии и игровая модель. Обе эти модели тесно связаны между собойв их основе – организация активной деятельности воспитанников по поиску и принятию решений.

Интенсивное обучение имеет целый ряд методологических преимуществ, связанных с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем. Эффективная работа педагога в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий:

  • 1.Соответствие возможностей педагога целям и задачам данной технологии. В зависимости от целей избранной технологии педагогу приходится выступать в том или ином амплуа – то в роли организатора-лидера, то коммутатора, то психолога.
  • 2.Наличие у педагога опыта участия в групповом взаимодействии. Он должен владеть как диалогом, так и мультилогом, поскольку диалогическое общение является условием «субъект-субъектных» отношентий в противоположность традиционным «субъект- объектным».
  • 3.Личностная направленность самого педагога. Порой, с энтузиазмом встретив новую технологию, педагог вскоре отказывается от нее по внутренним причинам, связанным со стереотипами педагогической деятельности, боязнью оказаться не на высоте. В итоге – возврат к силовым, авторитарным шаблонам.

Большинство игр, используемых в учебном процессе, относятся к классу интерактивных, так как все решения принимаются участниками сообща: сначала индивидуально, затем в малых группах, после чего обсуждаются в межгрупповой дискуссии.

К интерактивным (от англ. Interaction – взаимодействие) относят такие технологии, которые построены на групповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания. Готовые задания не даются, а обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску информации, что формирует опыт взаимодействия с осваиваемым предметом или проблемой.

В интерактивном обучении меняется роль педагога. Его активность уступает место активности воспитанников, а его задача - внешнее управление всем игровым процессом, создание условий для инициативы и творческого поиска.

Данная технология задействует разные виды активности воспитанников: физическую, социальную, познавательную.

Групповое взаимодействие ведет к пересмотру установок, ценностей и убеждений, что позволяет избавляться от стереотипов мышления, зашоренности сознания.

Интенсивные и интерактивные технологии, формируя не только базовые компетентности, но и метакомпетентности, обеспечивают своего рода «фундамент» для строительства нового образовательного пространства.

Романова Г.З., зам. директора по НМР, МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»