«Формирование социальной компетентности в процессе обучения баскетболу в начальной школе»

Изменение общественно-политических и экономических условий развития нашего общества в последние десятилетия привели к смене парадигмы образования и воспитания. На смену авторитарной, знаниецентристской технократической парадигме с установкой на среднего ученика, с ориентацией на подготовку хорошего исполнителя пришла гуманистическая личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания. Новая парадигма ориентирована на полное развитие личности школьника, на развитие его самостоятельности, способности принимать решение, на повышение конкурентоспособности на рынке труда. Согласно новой парадигме в центре процесса обучения находится ученик с его потребностями, способностями, возможностями. Он выступает, наряду с учителем, как субъект деятельности учения, а учитель-организатор, консультант, партнёр. Личностно-ориентированная парадигма пронизывает все компоненты системы обучения. Физическое воспитание – это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребёнка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Важно подчеркнуть также огромную роль и ответственность, а, следовательно, значимость учителя физической культуры. Ни на одном другом предмете во всей программе курса общеобразовательной школы ученик не получает столько нужного для жизни, как на уроке физической культуры. Грамотный и думающий учитель, применяя соответствующие возрасту технологии обучения, может и должен научить ребёнка правильно двигаться, выполнять упражнения; понимать, как формальные законы математики, физики, химии, биологии, усвоенные учеником на соответствующих уроках, преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность. В ходе работы выработана система упражнений, применение которой имеет высокую практическую значимость для повышения качества образования по физической культуре. Применение данного опыта в сенситивный период младшего школьного возраста способствует эффективному овладению спортивной техникой игры в баскетбол, а в конечном результате, положительно мотивирует занятия не только баскетболом, но и другими видами спорта, помогает руководить всей системой поддержания и укрепления здоровья учащихся.

Источником изменений явились противоречия между необходимостью моделировать и оценивать свои действия заранее и на длительную перспективу и неумением делать это в настоящий момент. Между ухудшающимся состоянием здоровья школьников и необходимостью средствами физической культуры поддерживать организм в наилучшей форме. Между условиями классно-урочной системы и необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Между традиционной оценкой и дифференцированной оценкой специфического предмета; между высоким уровнем потребностей в совершенствовании умений играть в спортивные игры в начальной школе и отсутствием комплекса упражнений на практике; необходимость показывать высокий результат и отсутствием методических рекомендаций. Появилось новое спортивное оборудование, а соответственно возникла необходимость использовать его в учебном процессе, нужны новые технологичные приёмы его применения. Всё это заставило педагога заняться разрешением проблемы.

Разработкой теоретических вопросов данной темы в отечественной практике и психологии занимались К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной – З.Фрейд, Б.Коузи, Ф.Пауэр. Игра баскетбол связана с именем преподавателя физической культуры Джеймсом Нейсмит, который изобрёл игру, поставив перед собой как преподавателем цель - оживить уроки. В.И.Лях, Г.Н.Сатиров, Н.И.Рамазанов занимаются вопросами дидактики учебного предмета «Физическая культура». Идеи В.М.Монахова, Е.Ю.Никитиной раскрывают теоретические основы дифференцированного подхода к организации обучения. Разработкой компетентностного подхода в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним, прежде всего, следует отнести Д.А.Иванова, К.Г.Митрофанова, О.В.Соколову.

Идея изменений заключается в применении полученных знаний в незапланированных ситуациях, в планировании, разработке системы подготовительных и основных упражнений по формированию социальной компетентности в процессе обучения баскетболу у учащихся младшего школьного возраста, решении проблемы повышения плотности урока физической культуры, в технологии применения нового современного оборудования. Систематическое применение данного опыта позволяет достичь высокой результативности в сравнении с фрагментарным использованием упражнений. Данный опыт помогает осуществлять учёт возрастных особенностей детей, ориентирует учителя на использование сенситивных периодов, помогает осуществлять индивидуальный подход в обучении, позволяет решать проблемы сохранения и улучшения здоровья.

Процесс формирования социальной компетентности трудоёмкий процесс, поэтому педагоги, которым данный опыт покажется интересным в применении, не должны рассчитывать на сиюминутный результат. Применение данного опыта возможно специально подготовленными педагогами, т.е. педагогами со специальным образованием в области физической культуры, в противном случае существует риск неудачного применения. Сущность заключается в освоении учащимися основных социальных ролей, в готовности и способности к взаимодействию, для учителя - в построении процесса обучения с использованием системы упражнений по обучению баскетболу. Последовательное применение данного опыта позволит учащимся к концу третьего класса играть в стритбол и самостоятельно осуществлять судейство, а в 4 классе – играть в баскетбол и осуществлять судейство. Новизна заключается в планировании учебного материала, в решении проблемы плотности урока, в технологии применения нового современного оборудования.

Технология формирования социальной компетентности в процессе обучения баскетболу у учащихся младшего школьного возраста базируется на системном применении игровой технологии. Формирование социальной компетентности проходит поэтапно, по годам обучения. На каждом этапе применяются определенные упражнения из разработанной системы.

Формирование социальной компетентности участников игры в баскетбол в младшем школьном возрасте будет эффективным, если:

  • Соблюдать дидактические принципы, повышающие активность учащихся на уроке и во внеурочное время (принцип оптимальной трудности заданий, принцип прогрессирования трудности учебных заданий, принцип сознательности, принцип связи обучения с жизнью, практикой, принцип подкрепления, принцип дифференцированного подхода к учащимся, принцип индивидуализации);
  • Внедрить в учебный процесс предлагаемую инновационную систему упражнений на формирование социальной компетентности участников игры в баскетбол в младшем школьном возрасте;
  • Формировать в системе и обеспечивать достаточный уровень мотивации к предмету;
  • Создать соответствующее материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса: один баскетбольный мяч – один ученик, в стандартном спортивном зале занимаются учащиеся одного класса.

Опыт апробирован в 1-4 классах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» города Гая Оренбургской области. Результатом применения данного опыта является сформированность социальной компетентности участников игры в баскетбол в начальной школе. Систематическое применение данного опыта позволяет достичь высокой результативности в сравнении с фрагментарным использованием упражнений. Данный опыт помогает осуществлять учёт возрастных особенностей детей, ориентирует учителя на использование сенситивных периодов, позволяет решать проблемы сохранения и улучшения здоровья, повышения мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Предоставляет возможность дифференцировать оценку; повысить результативность участия в соревнованиях всех уровней; повысить воспитательное воздействие на учащихся, как на уроках, так и во внеурочной спортивной деятельности. Даёт возможность осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании; возможность педагогического воздействия через коллектив – команду; повышения уровня усвоения учебного материала по предмету; освоение основного объёма приобретаемых двигательных навыков. Нацеливает на приобретение умений программировать новые двигательные движения; адаптацию нервной системы к постоянному переключению мощности, изменению сложности и направления действий; формирование специальных интеллектуальных качеств: быстроты и объёма зрительного восприятия, скорости переработки информации. Рекомендуемый опыт содержит систему упражнений, игр и последовательность их применения в учебном процессе на уроках физической культуры. Значительная пластичность нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора в младшем школьном возрасте делают этот возраст благоприятным для применения данного опыта. Ловкость успешно развивается в процессе усвоения новых упражнений при выполнении действий в новой обстановке, на основе неожиданно возникающих новых двигательных ситуаций. Именно игра в баскетбол требует внезапного изменения действий в различных игровых ситуациях, требующих проявления координационных способностей. Применение данного опыта способствуют тому, что осваиваются основные социальные роли участников игры в баскетбол, появляется готовность и способность к взаимодействию. К окончанию третьего года обучения учащиеся умеют играть в стритбол и самостоятельно осуществляют судейство, а в 4 классе – играть в баскетбол и осуществлять самостоятельное судейство. После применения данного опыта уровень удовлетворённости выше. Сохраняется высокий уровень мотивации для занятий физкультурой. Сильнее выражена направленность на приобретение знаний, тенденция на приобретение знаний, а не оценки. Качество обученности выше. Высока активность учащихся во внеурочное время.

Данный опыт рассчитан на учителей физической культуры общеобразовательных школ имеющих специальное педагогическое образование по предмету «Физическая культура».

С представленным педагогическим опытом можно познакомиться на странице сайта www.liveinternet.ru, где размещены система упражнений по формированию социальной компетентности у учащихся начальной школы в процессе обучения баскетболу, конспект урока для учащихся 3 класса по обучению баскетболу, а также занимательное видео и фотоматериалы учителя. Опыт работы по данной проблеме был обобщен в 2008 году на уровне методического объединения учителей физической культуры города Гая Оренбургской области.

Хвостов Сергей Филиппович, МОУ «СОШ №8» г.Гая Оренбургской области