Тема: «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и литературы в начальной школе в развивающей системе Л.В. Занкова».

Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Жизнь предъявляет с каждым годом все более сложные требования к общеобразовательной школе. Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привили к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов.

Школа сегодня нуждается в учителях, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития де¬тей; умеют выделять личностные смыслы в содержании образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы учителя в развитии таких качеств специа¬листа, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творче¬ский подход к делу, формировании умений непрерывно учиться, обновлять свои знания.

Актуальность темы обусловлено качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей. Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

Противоречия состоят в выработке критериев формирования и развития познавательных интересов у младших школьников через обучение на высоком уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, ведущую роль играют теоретические знания. Дидактическим стержнем урока по системе Л.В. Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы.

Теоретической базой опыта являются исследования: В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина. В этих исследованиях подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Нельзя успешно осуществить образование, развить творческие силы каждого ученика, приучить к самообразованию, не пробудив охоту к учению. Это противоречие все яснее сознается обществом и вызывает острую критику в адрес школы и педагогической науки. Еще более резкая критика учебного процесса, сводящегося к простой передаче готовых знаний, идет со стороны философов, особенно обеспокоенных опасностью повреждения интеллекта школьников.

Идея изменения состоит в поэтапном развитии познавательных интересов. На первом этапе исследовательской работы проводились дидактические игры и игровые моменты, на втором этапе – работа со словарями, с дополнительной литературой, на третьем – проектная деятельность.

Новизна опыта состоит в систематизации методических приёмов и развития познавательных интересов в системе Л.В.Занкова, разработке критериев развития познавательных интересов. Развитие происходит инновационными средствами и изменением содержания образования.

Технология развивающего обучения системы Л.В. Занкова направлена на общее развитие детей, обучение детей на высоком уровне трудности, ведущую роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения материала, обучение как сильного так слабого ученика.

Вся моя технология направлена на то, чтобы не заглушить в ребенке стремления к росту, к развитию, помочь раскрыться его потенциальным возможностям, развить познавательный интерес. С этой целью:

  • материал урока подаю проблемно. Ясная, чёткая постановка вопроса, поиск должен вызывать определённые умственные усилия ученика. Вопросы формулируются по- разному, но каждый вопрос активизирует мысль школьника и ответ на него требует осуществления пусть небольшого, но самостоятельного поиска.
  • Помимо проблемных вопросов такую же функцию выполняют проблемно - познавательные задания, которые предполагают обязательное включение учеников в самостоятельный поиск.

    Например, при изучении темы: «Фразеологизмы» дети сами посетили библиотеку, работали со словарями, находили новые устойчивые обороты, учились их применять в нужных ситуациях, делая речь яркой и образной. Так на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова» применялись разноуровневые дифференцированные задания. Ученик из каждой группы выбирает то задание, которое он может выполнить. Для развития познавательных интересов проводились: урок – игра, интегрированные уроки, урок проектов. На уроках литературы по теме «Произведения К.Д. Ушинского» дети самостоятельно находили дополнительный материл о писателе, инсценировали сказки и басню, работали в группах. Первая группа (слабая) – кластер (характеристика героев), вторая группа (средняя) - РАФТ, третья группа (сильная) – синквейн ( 5 строк). Эта технология развивает критическое мышление, устную речь, прививает грамотное письмо.

  • Использую смену различных видов деятельности; организую, поощряю учеников при возникновении неудач и трудностей.
  • Организую игровые методы и состязания.
  • Поощряю проявление интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся. Предлагаю достаточно трудные, но посильные задания.
  • Оцениваю учеников, подчёркиваю, что у них стало лучше.
  • Показываю конкретные и достигнутые для учащихся пути улучшения учебных результатов.
  • Для создания на уроке доверительной атмосферы создаю ситуацию успеха: Молодец! Умница! Поглаживание по голове.

С целью обследования уровня умственного развития была проведена диагностика индивидуально с каждым ребенком в 1 классе в начале и в конце года, та же методика была предложена детям и во 2 классе. На графике (график 1) видно, что из 24 учащихся 1 класса, 11 учеников имели низкий уровень умственного развития, 11 человек - средний уровень, 2 человека с высоким уровнем умственного развития. В конце 1 класса результаты по данной методике изменились.

График 1 - Динамика умственного развития

Из данного графика видна динамика роста количества учащихся с высоким уровнем умственного развития. Положительная тенденция роста познавательного интереса произошла в результате применения развивающей технологии Л.В.Занкова. В качественном выражении надо отметить, что дети стали лучше обобщать, классифицировать, сравнивать, вырос запас знаний. Наблюдая за классом, который обучался с 2003 по 2007 год, можно сделать вывод, что к концу 3 класса из 24 человек показали высокий уровень развития (I уровень) 10 человек и уже в 1 полугодии 4 класса, количест¬во учащихся достигнувших I уровня выросло до 14 человек, а в I полугодии 5 класса количество учащихся достигнувших I уров¬ня выросло до 16 человек.

Исследования подтверждают, что у младших школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова развитие познавательных интересов идет успешнее, чем по традиционной системе, т.к. в обычном классе результаты исследования ниже, чем в экспери¬ментальном (как видно из таблицы 4).Были разработаны критерии по развитию познавательных интересов.

Таблица 4 - Основные критерии познавательных интересов


п/п
Основные критерии Кол-во 24ч. Кол-во 24ч.
Эксперим.1 «Б» Обычный 1 «А»
1. Стремление участвовать в действии 18 15
2. Стремление овладеть информацией 17 12
3. Эмоциональный интерес, радость 20 17
4. Сосредоточенность внимания 19 12
5. Стремление к завершенной учебной деятельности 19 14
6. Количество вопросов 20 15

В ходе исследования была выявлена динамика развития интеллектуального потенциала экспериментального класса, где обучение строится на основе развивающего принципа.

Достичь таких результатов позволила целенаправленная и систематическая работа по развивающей системе Л.В.Занкоава, применение поисковых, частично - поисковых, самостоятельных методов работы, создание проблемных ситуаций, развитие критического мышления, использование индивидуальных, групповых и дифференцированных заданий. Учителем создавался психологический комфорт, учитывались возрастные особенности учащихся, создавалась ситуация успеха. Всё это способствовало развитию познавательных интересов у младших школьников.

Данный опыт работы рекомендуется учителям начальных классов, работающим по развивающей системе Л.В. Занкова и желающим работать творчески. Выступление по теме было представлено на курсах в ООИПКРО г. Оренбурга и на педагогическом семинаре «Исследовательская деятельность учащихся» г. Обнинск.

Белоусова Елизавета Александровна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Гая Оренбургской области