Одной из основных причин нехватки учебников является недостаточная работа по организации системного и комплексного учета, распределения и рационального использования фонда на муниципальном и школьном уровнях.

С учетом вышесказанного и в целях организации совместной системной и эффективной работы по обеспечению ОУ учебной литературой рекомендуем:

  1. Оптимально и продуманно формировать потребность в учебной литературе на уровне ОУ: за счет областных средств приобретаются учебники только из федерального комплекта, рассчитанные на использование в течение ряда лет, первоочередною пользуются учебниками уч-ся из социально-незащищенной категории
    Памятка по оформлению заказа на учебники
    • электронный вариант заказа должен сопровождаться письмом с печатью и подписью руководителя ОУ;
    • заказ на недостающие учебники осуществляется с учетом имеющихся фондов. При оформлении заказа учитывать имеющиеся в фондах учебники, приобретенные (а не выпущенные) на 2010 год. При оформлении заказа следовать формуле: Заказ = Дети-Фонды;
    • тетради для учащихся начальной школы не заказываются;
    • на новые линейки учебников переходить постепенно, в исключительных случаях можно и сразу, если не нарушится логика изучения предмета;
    • если учитель намерен обучать по учебникам, не являющимися основными УМК области, данный вопрос он должен согласовать с родителями. С ними заключается письменные договоры (или подписывается протокол родительского собрания), в которых родители указывают их добровольное согласие на покупку учебников;
    • ответственность за обеспечение бесплатными учебниками льготных категорий учащихся образовательное учреждение берет на себя;
    • в случаях, когда родители не согласны приобретать тот или иной учебник, не имеющийся в фондах, обучение осуществлять по тем учебникам, которые в фондах есть;
  2. Рационально и комплексно использовать на уровне отдельного ОУ имеющийся фонд учебной литературы, для чего обеспечить:
    • 1) комплексное планирование работы по данному направлению и постоянный системный контроль за учетом, хранением, рациональным использованием имеющегося библиотечного фонда учебной литературы; в годовом плане работы школы должен быть раздел «Деятельность ОУ по обеспечению уч-ся учебниками, рациональному их учету, использованию, хранению»; соответственно в анализе работы школы за учебный год должна содержаться информация о данной деятельности ОУ; вопросы по обеспечению учебниками, их учету, использованию и т. д. должны рассматриваться на всех совещаниях, собраниях разного уровня; административный контроль по данному вопросу: накладные, КСУ, картотека, книга выдачи учебников под роспись, книга замены утерянных учебников,
    • 2) своевременное проведение инвентаризации с целью выявления в каждом ОУ не используемых по тем или иным причинам и не списанных по срокам учебников, организацию из них активно действующих муниципальных обменных и резервных фондов,
    • 3) постоянный контроль за обоснованностью требований в школах закупок родителями учебников и законностью организации этих закупок,
    • 4) организацию дарения учащимися ненужных им учебников в библиотечный фонд родной школы и перепродажи учениками бывших в употреблении учебников (централизованно),
    • 5) четкое, системное, своевременное и всестороннее информирование родительской общественности о состоянии школьного фонда учебной литературы, планируемых ее закупках за счет областного и муниципального бюджетов.
  3. Организовать разъяснительную работу среди родителей о принятом в области порядке обеспечения учащихся учебниками.

В каждом образовательном учреждении оформить Уголки для родителей. Обязательными рубриками уголка должны быть: перечень учебников планируемых приобретаться МО, положение о порядке обеспечения учащихся учебниками, правила пользования учебниками из фондов библиотек, список учебников, по которому работает школа, количество учебников, имеющихся в библиотечных фондах.

Доводить до сведения родителей необходимый перечень дидактических материалов (рабочие тетради, контурные карты и т.д.), которые нужно будет приобрести, а также проводить процедуру согласования с родителями о приобретении ими учебников. Количество приобретаемых родителями учебников должно быть минимальным.

Объяснить родителям, что в случае, если учащемуся по какой-либо причине не будет выдан бесплатный учебник, им нужно обратиться к школьному библиотекарю. Проблемы нехватки учебников решаемы через обменный фонд.

Родители должны знать, что учебники их детям будут выданы как новые, так и уже пользованные ранее.

Рациональную деятельность библиотеки обеспечивает ряд нормативно-правовых документовразличного уровня (в каждой библиотеке должна быть сформирована папка «Нормативные документы, регламентирующие деятельность библиотеки ОУ» по уровням, работник библиотеки планирует свою деятельность на основе этих документов):

  1. документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек (документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты);
  2. законодательство РФ, касающееся проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы;
  3. отраслевые федеральные законы «Об образовании», «О библиотечном деле»;
  4. нормативные документы, подготовленные федеральными органами управления и касающиеся деятельности ШБ (в том числе ГОСТы) – стандарты, инструкция по учету библиотечного фонда;
  5. региональное законодательство, относящееся к деятельности ШБ;
  6. территориальные нормативные и методические документы, в том числе ГОО;
  7. документы, разработанные в ОУ и утвержденные его руководителем.

Исполнитель: Щербинина