Обсуждая вопрос компетентного выбора учебника, хочу еще раз заострить внимание на требованиях к учебникам нового поколения, включая действующие санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам. Да, мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения. Нельзя игнорировать то, что учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.), совершенно справедлива.

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

В качестве инструмента совершенствования школьных учебников создаются схемы структурного анализа, которые впоследствии используются в практике.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник - это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Каждый учебник должен соответствовать следующим требованиям:

  1. По содержанию:
    • Соответствие современному состоянию содержания науки;
    • Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;
    • Согласованность с основными положениями программы обучения;
    • Унификация названий, четкость определений;
    • Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;
    • Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).
  2. По структуре:
    • Соответствие принятым ранее положениям;
    • Четкость структуры, повторяемость элементов;
    • Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.
  3. По методической разработке содержания учебника:
    • Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);
    • Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;
    • Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;
    • Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;
    • Разнообразие основных заданий;
    • Выделение различных уровней трудности содержания;
    • Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.
  4. По оформлению и полиграфическому исполнению:
    • Удобство пользования учебником;
    • Практичность, эстетичность и информативность обложки;
    • Качество бумаги;
    • Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);
    • Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;
    • Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
    • Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;
    • Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;
    • Стимулирующий чтение объем;
    • Четкое выделение фамилии автора учебника.

Хочется более подробно остановиться на санитарно-гигиенических нормах и требованиях, предъявляемых к школьным учебникам.

Данные санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов, далее - изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для их изготовления.

Согласно данным санитарным правилам, не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп). Издание должно включать материалы, рассчитанные не более чем на год обучения для 1 класса; 2 года обучения для 2-6 классов; 3 года обучения для 7-11 классов.

Вес издания не должен быть более 300 г для 1-3(4) классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов. Увеличение веса издания допускается не более чем на 10%.

Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку; клеевое бесшвейное скрепление.

Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс").

Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования - не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.

В изданиях первой ступени образования для основного текста и выделений (кроме заголовков) рекомендуется применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).

В издании не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

  • непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
  • затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
  • деформация блока или переплетной крышки.

Информирование руководителей учреждений образования по вопросам соответствия школьных учебников санитарно-гигиеническим нормам специалистами Управления проводится при проведении плановых и внеплановых проверок, а также во время участия в приемке учреждений образования к новому учебному году.

В случае приобретения некачественных учебников потребителю необходимо обратиться к продавцу с претензией, в которой изложить конкретное требование потребителя, предусмотренное п.1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».