Фактор 1. "Демография"

Демографическая яма, когда УДО, работающее стабильно и успешно продолжительное время, ощущает острую проблему комплектования детских объединений.

Фактор 2. "Социальный заказ"

Неумение либо нежелание родителей понять, что может дать в современных условиях дополнительное образование, как лучше использовать его резервы и возможности. Родители поставлены перед выбором предлагаемых платных и бесплатных услуг, и, как правило, большинство из них не интересуют качественные показатели обучения.

Фактор 3. "Модернизация системы общего образования"

Но самым главным фактором является приведение системы образования в соответствие с мировыми стандартами и социальными запросами общества. Подписание Россией Болонской декларации существенно повлияло на модернизацию образования в нашей стране. Результатом Болонской декларации становится компетентностный выпускник, а значит и компетентностный педагог. Быть компетентным – значит быть самостоятельным, предприимчивым и ответственным.

Компетентностный педагог- это педагог знающий основы педагогической науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания; владеющий практикой их применения. В том числе педагог должен быть способным быть мобильным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

В концепции модернизации определены 5 основных компетентностей, которые являются характеристиками не только выпускника ОУ, но и педагога XXIвека:

1.Компетенции в сфере познавательной деятельности;

2.Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

3.Компетенции в сфере социально – трудовой деятельности;

4.Компетенции в сфере бытовой деятельности;

5.Компетенции в сфере культурно - досуговой деятельности.

Итак, государственная политика направлена на создание единого образовательного пространства и как результат такой деятельности – интеграция российской системы образования в европейское образовательное сообщество.

Как помочь педагогу ДО сориентироваться в новых современных условиях, когда в условиях системы модернизации общего образования обновляются профессиональные требования к педагогу? Акцент переносится с профессиональных знаний, на уровень профессиональной компетентности – т.е. изменяются содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

Согласно действующему Положению об аттестации "…аттестация педагогических работников проводится на основе экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической деятельности".

Одной из форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является ПОРТФОЛИО педагога.

Философия портфолио заключается в том, чтобы показать "всё на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности". Смещение акцента с того, чего не знаю и не умею, на то, что знаю и умею.

Идея создания портфолио очень удачно соотносится с концепцией модернизации российского образования, суть которой – создать условия, обеспечивающие "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности и способствующие мотивации достижения успеха.

Значение слова произошло от франц. Porter - излагать, формировать, нести и folio означает "лист", "страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами" "папка специалиста". Словом, портфолио – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.

Само понятие пришло из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитектуры представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли "портфолио". Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Сам термин "портфолио" пришёл в педагогику из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия "министерский портфель" "портфель инвестиций". Портфолио могут быть служебные, профессиональные, деловые и т.д.

Основное предназначение портфолио – смещение акцента с оценки на самооценку. Т.е. показать всё, на что способен хозяин портфеля.

Сегодня широкое применение портфолио и активная его разработка ведётся в рамках предпрофильной подготовки. Портфолио обучающегося выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и т.о. помогает определить рейтинг обучающегося. Портфолио в данном случае выступает одной из форм (одним из методов) педагогической диагностики обучающегося.

Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики обучающегося, но и как

  • метод оценки профессионализма педагога;
  • банк собственных профессиональных накоплений (система накопления документов). Т.о. портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию итактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровень профессионализма работников;
  • результат самообразования;
  • как одна из форм для определения рейтинга профессионального мастерства педагога

Чтобы разработать портфолио, необходимо определить цель его создания - "Для чего?". Это постановка вопроса, открытой, комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной (перед самим собой) цели.

Целевые ориентиры портфолио для педагога:

  • систематизация и обобщение опыта;
  • определение направления дальнейшего развития;
  • объективная оценка профессионального уровня;
  • помощь в развитии карьеры;
  • социальное партнерство (с детьми, родителями, коллегами);

Главное помнить, что основной целью портфолио является реализация компетентностного подхода, соответствующего идеологии практико-ориентированного обучения.

Характеристика типов портфолио в зависимости от цели:

В зависимости от поставленной цели портфолио распределяют на разные типы:

1. Портфолио документов.

2. Проблемно-исследовательское портфолио.

3. Тематическое портфолио.

4. Портфолио отзывов.

5. Портфолио работ.

Характеристика типов портфолио в зависимости от цели:

1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Данный вид портфолио может быть представлен в виде сертификатов, грамот, благодарственных писем.

Преимущества: наличие результативности достижений, определяется рейтинг.

Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального и профессионального роста педагога, разнообразия его творческой активности, стиля обучения, интересов и т.п.

Данный портфолио можно оценить количественно:

  • блок образовательные достижения (грамоты, сертификаты);
  • результат (в баллах).

2. Портфолио работ – портфель творческих, проблемно – поисковых форм и направлений деятельности педагога. Показатель его индивидуальной творческой активности, например, разработка программы элективных курсов, участие в практико – ориентированных семинарах, конкурсах, конференциях; работа над созданием медиотеки; результаты деятельности по самообразованию и обобщению опыта; работа над созданием дидактической базы. Т.е. всё, что делалось в течение определённого срока.

Преимущества: портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике индивидуальной творческой активности педагога, направленности его интересов.

Ограничения: данный тип портфолио предполагает качественную оценку, например по следующим параметрам:

  • полнота;
  • разнообразие;
  • убедительность материалов;
  • качество представленных работ и т.д.

Качественная оценка в данном случае поможет педагогу дополнить результаты итоговой аттестации. В конкретном случае качественная оценка портфолио работ будет являться показателем успешности карьерного роста педагога.

Портфолио работ включает:

  • проблемно – исследовательскую деятельность;
  • рефераты;
  • участие в выставках;
  • разработанные программы (образовательные, предпрофильные);
  • участие в работе творческой группы, семинара, лагеря и т.д.

Вариант записей в портфолио работ:

Раздел. Проблемно- исследовательская деятельность. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

Раздел.Участие в конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, полученный результат.

3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики, представления. Рецензии, заключения, резюме, эссе, рекомендательные письма и прочее.

Преимущества: эта форма портфолио позволяет включить механизмы самооценки педагога, что повышает степень осознанности педагогической деятельности.

Ограничения: большая степень субъективности, проблемы с учётом информации.

Примерный перечень документов портфолио отзывов:

  • рецензия на ОП;
  • рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
  • отзыв о выступлении на практико – олриентирвоанном семинаре;
  • резюме, с оценкой собственных достижений;
  • эссе для участия в конкурсе (например "Сердце отдаю детям").

4. Проблемно-исследовательское портфолио связан с написанием реферата, научно- исследовательской работы, подготовкой к выступлению на семинаре МО педагогов ДО, конференции.

Проблемно-исследовательское портфолио представляет собой набор материалов по определённым рубрикам, например:

  • варианты названия рефератов (статьи, доклада);
  • список литературы для изучения;
  • микротемы;
  • проблемные области;
  • план исследования;
  • дискуссионные точки зрения;
  • факты, цифры, статистика;
  • цитаты, афоризмы;
  • результаты исследования и выводы;
  • методы исследования;
  • прогнозы и перспективы.

Следует отметить, что проблемно-исследовательское портфолио способствует расширению познавательных интересов педагогов в области науки.

5. Тематическое портфолио создаётся в процессе изучения какой – либо большой темы, раздела.

В начале педагог определяет и называет тему, раздел, область деятельности над которой будет работать и конкретизирует форму контроля – защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

При работе над данным видом портфолио педагогу можно предложить самостоятельно разработать критерии оценки, что, безусловно, на наш взгляд, будет способствовать развитию рефлексивных способностей педагога. Далее педагог проводит презентацию тематического портфолио по собственным критериям.

На основании вышеназванных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо "комплексные" модели портфолио (включающие названные типы в качестве разделов), либо "простые" (реализующие один из названных типов).

Приведу примеры:

- Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): "раздел документов" + "раздел работ" + "раздел отзывов".

- Портфолио, состоящие из двух разделов: "раздел документов" + "раздел работ"; либо "раздел документов" + "раздел отзывов"; либо "раздел работ" + "раздел отзывов".

Портфолио "простые" (3 варианта – то есть либо "в чистом виде" портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов).

Комплексный и простой портфолио могут быть представлены в двух видах:

  • электронный;
  • текстовой формат.

Структура комплексного портфолио

Т.Г.Новикова, А.С.Притченков и М.А.Пинская предлагают следующую структуру портфолио педагога

  • Титульный лист
  • Раздел I . Официальные документы (при систематизации документов обратить внимание на ранжирование по масштабности мероприятий)
  • Раздел II. Творческие работы
  • Раздел III. Отзывы, рекомендации, самоотчеты (может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах)

Т.Н.Макарова, В.А.Макаров, рассматривают структуру комплексного портфолио педагога в таком варианте:

  • Титульный лист
  • Раздел I. Общие сведения о педагоге.
  • Раздел II .Результаты педагогической деятельности.
  • Раздел III. Научно-методическая деятельность.
  • Раздел IV .Внеурочная деятельность.
  • Раздел V .Учебно-материальная база.

Требования,предъявляемые к портфолио как официальному документу

Т.Г.Новикова, А.С.Притченков , М.А, Пинская , выдвигают следующие требования к портфолио педагога:

1. Наличие сопроводительного письма владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания этого документа.

2.Содержание (или оглавление) с перечислением его основных элементов.

3. Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее.

Итак, определив целевое предназначение, тип портфолио, рассмотрев и утвердив его структуру и предъявляемые требования, готовимся к апофеозному моменту - презентации портфолио.

Требования, предъявляемые к презентациипортфолио

Цель презентации - это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени.

Презентация может проходить в виде слайд-шоу, выставки учебно-методических материалов,доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point.

Показатели качества презентации:

  • Соответствие содержания презентации содержанию портфолио
  • Выделение основных результатов деятельности педагога
  • Качество изложения материала


Итак, портфолио педагога представляет собой:

  • набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационной комиссии, характеристики, рекомендации и т.д.);
  • методический "портфель" - описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ;
  • описание процесса и результатов работы;
  • результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.

Мы стоим на пути внедрения нового метода (технологии) портфолио педагога. Безусловно, с внедрением данной инновации будут встречаться реальные трудности и противоречия, но вместе с тем в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации системы образования и дополнительного образования в том числе. Ценность портфолио, на наш взгляд,состоит в том, что он позволяет участникам образовательного процесса развивать или формировать когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.