Выступление заместителя директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 6» Кораблёвой М.В. 31.03.2011

В основу развития ученического самоуправления ложатся следующие педагогические подходы:

  • - укрепление связи обучения и воспитания с жизнью;
  • - организация детского коллектива как ячейки общества на основе самых передовых начал и норм поведения гражданина Отечества;
  • - профориентационный принцип образования и воспитания, направленный на подготовку разносторонне развитой личности, ориентирующейся в современном обществе.

В памяти детей остаются те дела, которые делаются сообща, всем коллективом или большой группой. Классные часы и мероприятия назидательного характера, беседы и лекции, проводимые только взрослыми, не запоминаются, или о них говорят как о скучных и считают, что от них следует отказаться.

Конечно, в воспитательной работе нельзя обойтись лишь развлечениями, но необходимо подумать, как сделать интересными, запоминающимися и классные часы на темы нравственности, вырабатывающие гражданственную позицию детей, влияющие на понимание общечеловеческих ценностей.

Создать сплоченный детский коллектив – это значит:

  • организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу
  • добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях

Однако для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами. Поэтому развертывание самоуправления в школе немыслимо без широкой постановки учебы актива.

Совершенно очевидно также, что там, где школьники на деле не являются организаторами, а вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет и подлинного самоуправления.

Так, классные активы подчиняются школьным советам, штабам и комиссиям, выполняют их решения и ими контролируются. Самоуправление никогда не должно перерождаться в начальствование одних детей над другими. Интересы всего коллектива должны определять деятельность любого члена актива, любого органа самоуправления. При этом особенно важно соблюдение следующих условий:

  • - выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, то есть в первичных коллективах;
  • - избранные коллективом учащиеся должны по-деловому, систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу;
  • - в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран (в связи с этим широкое развитие должна получить в детском коллективе деловая, принципиальная критика снизу, которую следует всячески стимулировать и поощрять.);
  • - все правила, требования, обязательные для любого воспитанника, точно так же, а может быть и в большей степени, обязательны для ответственного руководителя (никакой поблажки самому «важному» активисту).

Тенденции развития ученического самоуправления:

Для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива, отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы, а в отдельных случаях и некоторое пассивное сопротивление учащихся попыткам педагогов вовлечь их в общественную деятельность по руководству своими товарищами и делами коллектива. Здесь важную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны педагогов.

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших организаторских функций может быть успешным уже начиная со II четверти. Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу, санитаров, ответственных по уходу за цветами, за комплектование и содержание классной библиотеки. Налажена система отчетности на линейках, дети старательно дежурят на переменах, проверяют состояние классных комнат, активно участвуют в общешкольных и классных делах, по мере возможности проявляя инициативу и творчество. Все выполняют по прямым поручениям учителя.

Со второго класса целесообразно закрепление на определенный срок (не длительный). Новое в работе – коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Вводится атрибутика.

Третий и четвертый классы – новые стадии развития самоуправления в детском коллективе. Если в третьем классе учащиеся работают под непосредственным контролем учителя, то начиная с четвертого, классный руководитель играет частично роль консультанта-помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании своей деятельности по воспитательной работе классный руководитель спрашивает мнение детей: какие мероприятия им хотелось бы провести (подготовить); экскурсии какого характера их привлекают. Классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей.

Начиная с пятого класса, самоуправление все более начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по участкам работы. В качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

Следующий этап характеризуется появлением немногочисленного, а затем все более широкого самоуправленческого актива. Складываются первые традиции, широко развивается соревнование. Наиболее очевидная тенденция развития руководимого педагогами ученического самоуправления – это постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы, до полного охвата всех членов коллектива.

Главным условием такого увеличения круга активистов является постоянная, настойчивая забота педагогов о воспитании на практических делах юных организаторов.

Главным органом управления деятельностью классных руководителей является ШМО, на котором поднимаются следующие вопросы:

  1. Работа с первичным коллективом по развитию самоуправления.
  2. Утверждение роли актива в классе для развития коллектива.
  3. КТД в системе самоуправления.
  4. Важность соотнесения выбора профессии с выполняемой ролью в самоуправлении.
  5. Формы и методы организации работы актива класса.
  6. Обобщение опыта работы опытных классных руководителей по вопросам ученического самоуправления.


Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.


Таким образом, работу классных руководителей по развитию ученического самоуправления можно разделить на несколько условных этапов:

  1. Изучение интересов школьников с целью организовать совместную общественную деятельность. (Используя психолого-педагогические карты по изучению интересов и склонностей учащихся классов, изучив взаимоотношения в классном коллективе)
  2. Налаживание постоянного общения между активистами, ведущее к образованию и развитию межличностных отношений детей (Часто одноклассники не идут на контакт только лишь из-за того, что актив не умеет строить межличностные связи). Поэтому классному руководителю так необходимо научить этому через ряд анкетирований и соответствующих занятий:
    • Опросник для определения творческих наклонностей у школьников
    • Опросник для индивидуального знакомства с активистом
    • Анкета «Интересы и досуг»
    • Анкета «Ваше отношение к школе и к классу»
    • Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
    • Анкета «Семья и родители глазами ребенка»
    • Опросник «Выяснение мнения детей об организации воспитательной работы в школе»
    • Опросник для определения профессиональных интересов
    • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
    • Методика «Пословицы»
    • Анкета «Климат в коллективе»
    • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

    Основным содержанием работы на этом этапе была поддержка создания органов ученического самоуправления в школе, анализ их опыта, выявление закономерностей становления ученического самоуправления.
  3. Утверждение классным руководителем роли актива в классе при решении важных вопросов жизнедеятельности коллектива (Сбор активистов класса позволяет объединить лидеров и создать команду, заинтересованную в продвижении самоуправления в классе и в школе).
  4. Добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.
  5. Развитие самоуправления через работу секторов (департаментов).

    Традиционно в школе существуют такие секторы ученического самоуправления как учебно-дисциплинарный, трудовой, физкультурно-оздоровительный, культурно-массовый, шефский и сектор журналистики. Разработана структура закрепления за каждым сектором педагога-помощника с целью расширения возможностей и реальных действий секторов, разработки положений по каждому сектору ученического самоуправления конкретно его участниками и утверждение их на заседании ученического комитета, Совета старшеклассников и педагогического совета.

    На этом этапе важны единые требования всех классных руководителей к работе активов классов. Необходимо четко следить за участием секторов в общешкольных заседаниях, обсуждение поднятых на них проблем в классе, не только для того, чтобы классы были в курсе школьных дел и событий, но и для развития стремления активов к активной деятельности в общественной жизни школы. Участие активистов в заседаниях департаментов и их работе контролируется педагогами-кураторами. В нашей школе каждую неделю по вторникам поводятся заседания глав классов, а 2 раза в месяц – заседания департаментов. На них анализируется проделанная работа, выявляются проблемы и определяются пути решения. Решения каждого заседания оформляются в виде протоколов и вывешиваются на стенде I этажа, где любой желающий имеет возможность ознакомиться с ними.

    Развитие системы демократического управления воспитательным процессом удачно развивается через совершенствование взаимоотношений преподавательского состава, ученического коллектива и родителей.

    Каждый член коллектива должен четко понимать направленность своей деятельности для достижения поставленной цели, должен быть заинтересован в росте своего коллектива и стремиться не подавлять стремление детей к самостоятельности, а развивать его.

    Очень важна на этом этапе цель взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Детям предоставляется больше самостоятельности, расширяется сфера самоуправления.

    На следующей схеме виден механизм взаимодействия:

    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ

  6. Создание атмосферы здоровой конкуренции
    Согласно требованиям областного министерства образования и ассоциации детских и пионерских организаций области, в школе разработан устав ученического самоуправления, который утвержден в качестве локального акта, и является необходимым правовым полем для деятельности школьных активистов.
    Разработан также ряд школьных положений:

    • «Лучший класс года» (проводится рейтинг активного участия каждого класса на 3-х параллелях, благодаря которому учащиеся и педагоги ставятся в условия проявления собственной инициативы, ценят и умножают традиции своего коллектива, соревнуются за лучшие достижения в общественно полезной деятельности)
    • «Лучший классный уголок» (который должен отражать работу каждого сектора класса, должен быть рабочим и постоянно обновляться новым содержанием)
    • «Самый спортивный класс»
    • «Самый уютный класс»
    • «Самый зеленый класс»
    • и т.д

    Классный руководитель следит за развитием классного коллектива, его участием во всех мероприятиях школы и внешкольных, его победами и достижениями. Ведется своеобразное портфолио класса. Лучший класс награждается в конце года памятным подарком.

  7. Методическое обобщение накопленного опыта и распространение наработок.

    Для обобщения накопленного опыта в области ученического самоуправления проводятся заседания ШМО классных руководителей, совместные заседания президиума и администрации школы. Также в школе введен и периодически пополняется электронный банк данных методических разработок в помощь классным руководителям. Он находится в электронной учительской и содержит опыт работы других школ, методические рекомендации министерств образования, разработки мероприятий и многое другое.

Главная цель: наладить систематическую и бесперебойную работу органов ученического самоуправления, обеспечивая тем самым вовлечение школьников в сознательное и ответственное управление делами всего коллектива, а следовательно и развития общественного мнения.

Методы оценки результативности и эффективности работы системы школьного ученического самоуправления

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ПРИМЕНИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

  • Анализ документов (нормативных, отчетных, планов работы)
  • Экспертная оценка – группа экспертов (педагоги, лидеры, родители, приглашенные специалисты) оценивает по определенной системе определенные документы, показатели работы, поведения, личностные черты и особенности отдельных личностей или группы людей. Далее определяется средняя оценка группы экспертов.
  • Наблюдение – группа наблюдателей в процессе проведения какого-либо дела, мероприятия оценивает работу группы или отдельных людей по выработанным критериям, дает свое заключение.
  • Беседа, интервью – неформальный опрос людей определенной группы с заранее поставленной целью.
  • Анкетирование, опрос – заполнение представителями целевой группы опросного листа (анкеты), разработанной организаторами с целью выявления определенных показателей деятельности, личностных особенностей.
  • Тестирование – проведение целевого исследования с применением стандартных психологических, социологических методик.

Не секрет, что многие классные руководители испытывают затруднения в работе с классным активом и сводят её к простому сообщению задания и минимальному обсуждению того, как его лучше выполнить. А чаще просто дают поручение кому-то из учеников, кто, по его мнению, может справиться. Эта работа дает свои результаты. Но интересно ли детям? Учатся ли они новым подходам к выполнению заданий штаба дружины? Развиваются ли они как лидеры?

Для эффективной работы органы ученического самоуправления необходимо избирать их не по принципу «лишь бы не я». А настоящим лидерам на начальном этапе следует объяснять, в чем состоит их роль, и оказывать всемерную поддержку.

Выступление классного руководителя 7Б класса Ахтямовой Р.М.

Выводы

Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. Иесли ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни.

Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.