Выступление заместителя директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 6» Кораблёвой М.В. 31.03.2011
В основу развития ученического самоуправления ложатся следующие педагогические подходы:
- - укрепление связи обучения и воспитания с жизнью;
- - организация детского коллектива как ячейки общества на основе самых передовых начал и норм поведения гражданина Отечества;
- - профориентационный принцип образования и воспитания, направленный на подготовку разносторонне развитой личности, ориентирующейся в современном обществе.
В памяти детей остаются те дела, которые делаются сообща, всем коллективом или большой группой. Классные часы и мероприятия назидательного характера, беседы и лекции, проводимые только взрослыми, не запоминаются, или о них говорят как о скучных и считают, что от них следует отказаться.
Конечно, в воспитательной работе нельзя обойтись лишь развлечениями, но необходимо подумать, как сделать интересными, запоминающимися и классные часы на темы нравственности, вырабатывающие гражданственную позицию детей, влияющие на понимание общечеловеческих ценностей.
Создать сплоченный детский коллектив – это значит:
- организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу
- добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях
Однако для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами. Поэтому развертывание самоуправления в школе немыслимо без широкой постановки учебы актива.
Совершенно очевидно также, что там, где школьники на деле не являются организаторами, а вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет и подлинного самоуправления.
Так, классные активы подчиняются школьным советам, штабам и комиссиям, выполняют их решения и ими контролируются. Самоуправление никогда не должно перерождаться в начальствование одних детей над другими. Интересы всего коллектива должны определять деятельность любого члена актива, любого органа самоуправления. При этом особенно важно соблюдение следующих условий:
- - выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, то есть в первичных коллективах;
- - избранные коллективом учащиеся должны по-деловому, систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу;
- - в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран (в связи с этим широкое развитие должна получить в детском коллективе деловая, принципиальная критика снизу, которую следует всячески стимулировать и поощрять.);
- - все правила, требования, обязательные для любого воспитанника, точно так же, а может быть и в большей степени, обязательны для ответственного руководителя (никакой поблажки самому «важному» активисту).
Тенденции развития ученического самоуправления:
Для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива, отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы, а в отдельных случаях и некоторое пассивное сопротивление учащихся попыткам педагогов вовлечь их в общественную деятельность по руководству своими товарищами и делами коллектива. Здесь важную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны педагогов.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших организаторских функций может быть успешным уже начиная со II четверти. Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу, санитаров, ответственных по уходу за цветами, за комплектование и содержание классной библиотеки. Налажена система отчетности на линейках, дети старательно дежурят на переменах, проверяют состояние классных комнат, активно участвуют в общешкольных и классных делах, по мере возможности проявляя инициативу и творчество. Все выполняют по прямым поручениям учителя.
Со второго класса целесообразно закрепление на определенный срок (не длительный). Новое в работе – коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Вводится атрибутика.
Третий и четвертый классы – новые стадии развития самоуправления в детском коллективе. Если в третьем классе учащиеся работают под непосредственным контролем учителя, то начиная с четвертого, классный руководитель играет частично роль консультанта-помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании своей деятельности по воспитательной работе классный руководитель спрашивает мнение детей: какие мероприятия им хотелось бы провести (подготовить); экскурсии какого характера их привлекают. Классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей.
Начиная с пятого класса, самоуправление все более начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по участкам работы. В качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.
Следующий этап характеризуется появлением немногочисленного, а затем все более широкого самоуправленческого актива. Складываются первые традиции, широко развивается соревнование. Наиболее очевидная тенденция развития руководимого педагогами ученического самоуправления – это постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы, до полного охвата всех членов коллектива.
Главным условием такого увеличения круга активистов является постоянная, настойчивая забота педагогов о воспитании на практических делах юных организаторов.
Главным органом управления деятельностью классных руководителей является ШМО, на котором поднимаются следующие вопросы:
- Работа с первичным коллективом по развитию самоуправления.
- Утверждение роли актива в классе для развития коллектива.
- КТД в системе самоуправления.
- Важность соотнесения выбора профессии с выполняемой ролью в самоуправлении.
- Формы и методы организации работы актива класса.
- Обобщение опыта работы опытных классных руководителей по вопросам ученического самоуправления.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.
Таким образом, работу классных руководителей по развитию ученического самоуправления можно разделить на несколько условных этапов:
- Изучение интересов школьников с целью организовать совместную общественную деятельность. (Используя психолого-педагогические карты по изучению интересов и склонностей учащихся классов, изучив взаимоотношения в классном коллективе)
- Налаживание постоянного общения между активистами, ведущее к образованию и развитию межличностных отношений детей (Часто одноклассники не идут на контакт только лишь из-за того, что актив не умеет строить межличностные связи). Поэтому классному руководителю так необходимо научить этому через ряд анкетирований и соответствующих занятий:
- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников
- Опросник для индивидуального знакомства с активистом
- Анкета «Интересы и досуг»
- Анкета «Ваше отношение к школе и к классу»
- Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
- Анкета «Семья и родители глазами ребенка»
- Опросник «Выяснение мнения детей об организации воспитательной работы в школе»
- Опросник для определения профессиональных интересов
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
- Методика «Пословицы»
- Анкета «Климат в коллективе»
- Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Основным содержанием работы на этом этапе была поддержка создания органов ученического самоуправления в школе, анализ их опыта, выявление закономерностей становления ученического самоуправления. - Утверждение классным руководителем роли актива в классе при решении важных вопросов жизнедеятельности коллектива (Сбор активистов класса позволяет объединить лидеров и создать команду, заинтересованную в продвижении самоуправления в классе и в школе).
- Добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.
- Развитие самоуправления через работу секторов (департаментов).
Традиционно в школе существуют такие секторы ученического самоуправления как учебно-дисциплинарный, трудовой, физкультурно-оздоровительный, культурно-массовый, шефский и сектор журналистики. Разработана структура закрепления за каждым сектором педагога-помощника с целью расширения возможностей и реальных действий секторов, разработки положений по каждому сектору ученического самоуправления конкретно его участниками и утверждение их на заседании ученического комитета, Совета старшеклассников и педагогического совета.
На этом этапе важны единые требования всех классных руководителей к работе активов классов. Необходимо четко следить за участием секторов в общешкольных заседаниях, обсуждение поднятых на них проблем в классе, не только для того, чтобы классы были в курсе школьных дел и событий, но и для развития стремления активов к активной деятельности в общественной жизни школы. Участие активистов в заседаниях департаментов и их работе контролируется педагогами-кураторами. В нашей школе каждую неделю по вторникам поводятся заседания глав классов, а 2 раза в месяц – заседания департаментов. На них анализируется проделанная работа, выявляются проблемы и определяются пути решения. Решения каждого заседания оформляются в виде протоколов и вывешиваются на стенде I этажа, где любой желающий имеет возможность ознакомиться с ними.
Развитие системы демократического управления воспитательным процессом удачно развивается через совершенствование взаимоотношений преподавательского состава, ученического коллектива и родителей.
Каждый член коллектива должен четко понимать направленность своей деятельности для достижения поставленной цели, должен быть заинтересован в росте своего коллектива и стремиться не подавлять стремление детей к самостоятельности, а развивать его.
Очень важна на этом этапе цель взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Детям предоставляется больше самостоятельности, расширяется сфера самоуправления.
На следующей схеме виден механизм взаимодействия:
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
- Создание атмосферы здоровой конкуренции
Согласно требованиям областного министерства образования и ассоциации детских и пионерских организаций области, в школе разработан устав ученического самоуправления, который утвержден в качестве локального акта, и является необходимым правовым полем для деятельности школьных активистов.
Разработан также ряд школьных положений:- «Лучший класс года» (проводится рейтинг активного участия каждого класса на 3-х параллелях, благодаря которому учащиеся и педагоги ставятся в условия проявления собственной инициативы, ценят и умножают традиции своего коллектива, соревнуются за лучшие достижения в общественно полезной деятельности)
- «Лучший классный уголок» (который должен отражать работу каждого сектора класса, должен быть рабочим и постоянно обновляться новым содержанием)
- «Самый спортивный класс»
- «Самый уютный класс»
- «Самый зеленый класс»
- и т.д
Классный руководитель следит за развитием классного коллектива, его участием во всех мероприятиях школы и внешкольных, его победами и достижениями. Ведется своеобразное портфолио класса. Лучший класс награждается в конце года памятным подарком.
Методическое обобщение накопленного опыта и распространение наработок.
Для обобщения накопленного опыта в области ученического самоуправления проводятся заседания ШМО классных руководителей, совместные заседания президиума и администрации школы. Также в школе введен и периодически пополняется электронный банк данных методических разработок в помощь классным руководителям. Он находится в электронной учительской и содержит опыт работы других школ, методические рекомендации министерств образования, разработки мероприятий и многое другое.
Главная цель: наладить систематическую и бесперебойную работу органов ученического самоуправления, обеспечивая тем самым вовлечение школьников в сознательное и ответственное управление делами всего коллектива, а следовательно и развития общественного мнения.
Методы оценки результативности и эффективности работы системы школьного ученического самоуправления
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ПРИМЕНИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
- Анализ документов (нормативных, отчетных, планов работы)
- Экспертная оценка – группа экспертов (педагоги, лидеры, родители, приглашенные специалисты) оценивает по определенной системе определенные документы, показатели работы, поведения, личностные черты и особенности отдельных личностей или группы людей. Далее определяется средняя оценка группы экспертов.
- Наблюдение – группа наблюдателей в процессе проведения какого-либо дела, мероприятия оценивает работу группы или отдельных людей по выработанным критериям, дает свое заключение.
- Беседа, интервью – неформальный опрос людей определенной группы с заранее поставленной целью.
- Анкетирование, опрос – заполнение представителями целевой группы опросного листа (анкеты), разработанной организаторами с целью выявления определенных показателей деятельности, личностных особенностей.
- Тестирование – проведение целевого исследования с применением стандартных психологических, социологических методик.
Не секрет, что многие классные руководители испытывают затруднения в работе с классным активом и сводят её к простому сообщению задания и минимальному обсуждению того, как его лучше выполнить. А чаще просто дают поручение кому-то из учеников, кто, по его мнению, может справиться. Эта работа дает свои результаты. Но интересно ли детям? Учатся ли они новым подходам к выполнению заданий штаба дружины? Развиваются ли они как лидеры?
Для эффективной работы органы ученического самоуправления необходимо избирать их не по принципу «лишь бы не я». А настоящим лидерам на начальном этапе следует объяснять, в чем состоит их роль, и оказывать всемерную поддержку.
Выступление классного руководителя 7Б класса Ахтямовой Р.М.
Выводы
Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.
В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. Иесли ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни.
Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.