Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, желания, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым».

Даль считал: «мораль – нравственное учение, правила воли, совести человека. Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта общественного» Как говорил Даль, если к умственному началу в человеке относится истина и ложь, к духовному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами природы, с достоинством, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

С годами понимание нравственности меняется. У Ожегова мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которым руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязательств по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом (закон «Соленого огурца»). Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбрать, как поступить в той или иной ситуации, «не ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием детей, учить умению чувствовать человека.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость, доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Таким образом, духовно – нравственное воспитание и развитие детей – это важнейший компонент социального заказа, но как сказал еще Пифагор: «Из всех знаний нравственная наука есть самая нужнейшая, но ей не обучаются».

Вот мы сегодня и попробуем разобраться, как воспитать в ребенке, развить его духовные, нравственные качества.

Проблема духовно – нравственного воспитания личности обострилась в связи с произошедшими в 90-х годах динамичными культурными, социально-экономическими, политическими изменениями в стране, с временем, когда, как говорится, нравственность таяла, как снег.

Представители старшего поколения имеют достаточно устойчивую систему ценностей, а молодые люди включаются сегодня в новую складывающуюся реальность без такой базы. Мы все, возможно, обращаем внимание на такие негативные явления как нарастающая среди учащихся тенденция к приобретательству, эгоизму, замкнутости на себе, нетерпимости к носителям другой культуры. Но давайте разберемся, виноваты ли они в этом.

1. Как я уже говорила, про базу старшего поколения, на каких фильмах, передачах, книгах воспитывалось поколение до перестроечного периода: «Тимур и его команда», «Два капитана», «Дети капитана Гранта», м\ф «Чебурашка и крокодил Гена», «Ну, погоди». А что смотрят наши дети? «Бригада», «Бумер», сериал про Букиных, «Универ», «Реальные пацаны», огромное количество ток-шоу, реалити-шоу, например, «Дом-2», «Жестокие игры», скетчкомы: «Папины дочки», «Даешь молодежь», и это не говоря про Интернет.

2. Следующая составляющая воспитания и развития духовно-нравственных качеств – это семья. В гимназии основной состав семей благополучные, по уровню образования: 0,3% имеют начальное образование, 5,5% - неполное среднее, 18,1 – среднее, 39,6% – средне-специальное, 8.2% - неполное высшее, 28% - высшее. 106 семей – неполных, в которых воспитываются 117 детей. Неблагополучных семей в среднем -5, опекаемых детей – 7. Хорошие жилищно-бытовые условия имеют – 86,9% и 12,8% - удовлетворительные условия проживания. Рабочих – 46,8%, служащих – 32,3%, интеллигенция – 14,5%, таким образом, в основной массе родители гимназии образованные люди, которые могут оказывать большую помощь в воспитании духовно-нравственных качеств школьников, но как сказал Герман Греф: «Надо приучить людей суетиться на ниве зарабатывания средств». Так и получается, мало, очень мало уделяется внимания вообще воспитанию детей в семье, и не только духовно- нравственному. Это понятно из анкет учащихся, бесед с детьми, фраз, брошенных вскользь (Он мне дома надоел, а Вы хотите, чтоб я на него еще здесь любовалась). А также из ответов самих родителей. На вопрос, «Какие факторы мешают в воспитании детей?» получены следующие ответы:

  • - мало времени для занятий с детьми,
  • - не хватает педагогического опыта,
  • - ситуация в семье неблагоприятная для воспитания детей,
  • - мало помощи от школы в воспитании детей,
  • - в семье не хватает денег, чтобы сделать досуг детей более содержательным,
  • - на детей дурное влияние оказывает уличная компания.

Из вышесказанного следует, что если правильно организовать педагогическое воздействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но класса в целом, станет активнее. Учителя и родители, как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

3. Школа, на которую возлагают огромные надежды и основную ответственность в воспитании духовно-нравственных качеств, а мы учителя отводим этому далеко не первую роль. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно – воспитательном процессе?» 48% учителей на первое место поставили главным формирование духовно-нравственных ценностей. Мы, учителя в один голос говорим о значительных затруднениях в воспитании у детей духовности, и в то же время далеко не на первое место поставили данный вопрос по степени значимости. Я никого не виню, мы поставлены в такие условия, когда главное это «натаскать» к ЕГЭ, ГИА, сформировать компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную и т.п.

Хотя анализ посещенных уроков, классных часов показывает, что формирование духовно-нравственных ценностей у нас не на последнем месте. Анализ показывает, что в гимназии:

  1. отношение учителя к школьнику как к субъекту формирования собственных духовно-нравственных качеств.
  2. учет психолого-педагогических особенностей личности ребенка (открытие своего «я», развитие рефлексии, опыта общения, поиска смысла жизни)
  3. наличие духовно-нравственной составляющей психолого-педагогической компетенции учителей гимназии как показателя готовности к формированию духовно-нравственных качеств школьника.

Не последнюю роль в духовно-нравственном воспитании играет патриотизм. И на этом вопросе хотелось бы остановиться. Что есть патриотизм? Это любовь к Родине. Когда наше поколение училось в школе, мы гордились своей страной, любили свою страну. У нас были идеалы, на которые мы, октябрята, пионеры, комсомольцы, должны были равняться. Это пионеры-герои, Зоя Космодемьянская, «Молодая гвардия», Павлик Морозов. А теперь, спросите у детей про эти фамилии. Павлик Морозов – продал своего отца, имя Зои Космодемьянской опорочено, а фамилии героев – комсомольцев вообще не назовут. Я просила классных руководителей провести анкетирование среди учащихся и их родителей, т.е. ответить на вопрос: назови самое значительное событие в истории своей страны, которым ты мог бы гордиться?

  • Дети: ВОв, полет Гагарина в космос, 1-2 ответа – это Куликовская битва, вывод войск из Афганистана, Отечественная Война 1812 года.
  • Родители: ВОв, полет Гагарина.

По ответам родителей и учащихся, получается, что с 1961 года в СССР, а затем в России не произошло ни одного события, которым мы могли бы гордиться, зато есть Чечня, дефолт, перестройка, коррупция и т.п.

Так за что нашим детям любить страну, в которой они живут?

Следующая проблема, с которой мы сталкиваемся – это с одной стороны необходимость оценки духовно-нравственных качеств личности, а с другой – отсутствие критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень их сформированность. Я просмотрела журналы, Интернет, пытаясь найти подобную диагностику. Нашла одну, которая основана на методе наблюдения. Т.е. классный руководитель сам выставляет ребенку уровень сформированности нравственных качеств: высокий, средний, низкий. А мы всегда объективны в своих суждениях? Например, Петя и Вася играли в песочнице. Петя толкнул Васю, он ударился, заплакал. Оцените поступок Пети. А если Петя увидел, что на Васю падает кирпич с крыши. Так и мы. Скажите, «двоечнику», который опаздывает на уроки, не посещает дополнительные занятия, кто-то из нас поставит высокий балл?

Таким образом, можно констатировать следующее: в потенциале гимназии есть условия для воспитания духовно-нравственного воспитания: музей, программа патриотического воспитания, классные часы, предметы гуманитарного цикла, родительская общественность, есть потенциал в городе: ДХШ, ДШИ, другие УДО, предметы гуманитарного цикла.

Но есть ряд недостатков. О которых говорилось выше.

Ребенок в современном мире живет, развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, причем как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Противоречие между возрастными потребностями школьников в духовно-нравственном развитии и отсутствием научных разработок, направленных на развитие личности.

Но разнообразие мероприятий, конкурсов, спортивных соревнований позволяют нам увлечь гимназистов, снизить уровень негативного влияния социума. Хотелось бы похвастаться нашими результатами за этот год:

  • Международная олимпиада по основам наук (г. Екатеринбург)
    • В 1 этапе участвовало 55 учащихся
    • П этап – 38; (высшая лига)
    • Ш этап – 7 учащихся (премьер - лига).
  • в этом учебном году 9 лауреатов всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».
  • В городской предметной олимпиаде 12 победителей, 7 призеров. Это Шаяхметова Алина, Татлыбаева Виолетта, Габдулхакова Эльвира, Корпачева Кристина, Князькова Елизавета, Андреева Елизавета, Пикин Илья, Рязанова И., Ганоцкий Вячаслав, Харитова Юля, Лямина Мария.
    Шаяхметова Алина стала призером областной олимпиады по русскому языку.
    • Городские конкурсы:
      • 1 место в конкурсе «Ученик года» - Иргалина Айгуль
      • 1 место в конкурсе «Мисс «Золотая Осень» - Петрова Екатерина;
      • 1 место в спортивных состязаниях «Веселые старты»
    • Шахматно-шашечный турнир – 1,2 места,
      • «Белая ладья» - 3-4 классы – 2 место;
    • Шашечный турнир (начальная школа) – 1 место;
    • Баскетбол – девушки - 4 место,
      младшие юноши – 4 место,
      старшие юноши -1 место,
      футбол – 3 место;
    • Призовые места в конкурсе «Зеркало природы»
      • Мазенко Юля – 1 место,
      • Плужникова Анна – 2 место,
      • Косьянова Марина – место.
      • Топчиенко Наташа – 3 место.
    • Лауреаты городского конкурса социальных проектов «Дайте детям власть»: Ганоцкий Вячаслав, Горшкова Елена, Псянчина Карина.
    • Конкурс проектов центра «Образование» г. Орск: Барилова Екатерина, Ефимова Екатерина, Вирченко Вера.
    • Городской конкурс «ГайИнфо-2011» по информационным технологиям - Манаев Максим – 1 место в двух номинациях «Фильм, фильм, фильм» и «Компьютерная музыка».
    • Городской конкурс «Зеленая планета» Булгакова Лена – 1 место.
    • Городской конкурс «Марья - искусница» - командное Ш место.
    • Призовые места городской интеллектуальной викторины «Символы России, области, города»: Щвецова Настя, Кузубов Эдуард, Пономарев Алексей, Середавин Никита, Тухватулина Диана, Валеев Тимур, Лысаченко Наташа, Антропов Данил, Гузейнов Джахид, Янцен Александр, Кривошей Алена, Чугунов Антон.
    • Лауреаты городского конкурса музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!»: Шонгина Антонина, Новиков Илья, Абдуллин Ильдар, Харитонова Юля, Пилипенко Арсений, Мокров Егор.
    • Ш место в городском конкурсе проектов «Мой профессиональный выбор».

Такие результаты мы имеем на данный момент в этом учебном году.

Согрина Е.В., заместитель директора по ВР МОУ «Гимназия»