В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.
Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто педагог-предметник, а педагог- психолог, педагог-исследователь, педагог-технолог, умеющий выстраивать реально достижимые цели, прогнозировать результат, творчески применять и разрабатывать авторские образовательной программы, технологии, приемы.
Помочь педагогу в повышении профессионального уровня призвана методическая служба Центра, задачи и содержание работы которой определены в соответствии с результатами проблемного анализа педагогической деятельности ЦДТ «Радуга», в соответствии с результатами методической деятельности прошлых лет, исходя из заказа педагогических работников учреждений внешкольного дополнительного образования.
Система методической работы направлена на комплексную реализацию основных функций методической деятельности: разработка, накопление, обобщение, систематизация, распространение методических знаний.
Управление методической службы осуществляет Научно методический совет (НМС).
Цели и результаты деятельности НМС:
- По отношению к методической деятельности и методической службе: - становление методической системы ЦД «Радуга».
Результат: Модель системы конструктивной методической деятельности. - По отношению к педагогическим кадрам – повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования.
Результат:- Повышение квалификации и профессионального мастерства педагога.
- Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
- По отношению к образовательному процессу – повышение качества образовательного процесса на основе формирования и развития его научно-методической базы, формирование комплексной образовательной среды ЦДТ.
Результат:- Единая научно-методическая база образовательного процесса;
- Вариативные разноуровневые модели образовательно-воспитательного процесса;
- Внедрение инновационных технологий в педагогическую практику;
- Единые требования к образовательному процессу и вариативные критерии его оценки.
Для успешной реализации поставленных задач целесообразно методическую работу распределить по следующим направлениям:
- Обучающее направление;
- Аналитическое направление;
- Социально-психологическое направление;
- Программное направление;
- Обобщение передового педагогического опыта;
- Информационное направление.
![](http://zdinfo.ucoz.ru/_ld/2/47178833.jpg)
Каждое направление реализуется через подсистему:
I. Обучающее направление – через систему деятельности по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров.
Включает в себя:
- а) Школу повышения профессионализма.
Формы работы:- УМК (групповые, индивидуальные);
- Семинары-практикумы;
- Единый методический день;
- Взаимопосещение занятий;
- Мастер-класс;
- Самообразование педагогов (педагогическое).
- б) Аттестацию педагогических кадров (1, П квалификационная категория)
Формы работы:- Аттестационные (проблемные) курсы;
- Индивидуальное консультирование педагогов 1, П категории;
- Открытые занятия, воспитательные мероприятия.
- в) Конкурс профессионального мастерства «Педагог года ЦДТ»
Номинации:- «Открытое занятие»;
- «Дополнительная образовательная программа»;
- «Педагогический рейтинг»»
- «Выставка-панорама методической продукции
- Занятия с молодыми и вновь принятыми педагогами;
- Наставничество;
- Самообразование педагогов (специальное).
II. Диагностико-аналитическое направление предполагает:
- а) анализ состояния социума и прогноз тенденций его изменения;
- б) выявление и анализ достижений науки в области интересов УДО;
- в) анализ эффективности инновационной работы, представленной в СМИ;
- г) маркетинговые исследования.
III. Социально-психологическое направление:
- а) психолого-педагогический мониторинг образовательно-воспитательного процесса;
- б) психологическое просвещение воспитанников, родителей, педагогов;
- в) групповые и индивидуальные консультации, тренинги для педагогического коллектива;
- г) социологические опросы;
- д) реализация программы «Здоровье».
IV. Программное направление включает в себя:
- а) разработку и коррекцию дополнительных образовательных программ;
- б) экспертизу дополнительных образовательных программ;
- в) разработку программы организации летнего отдыха детей;
- г) подготовку программы к экспертизе МС ГОО;
- д) конкурс инновационных программ.
V. Обобщение передового педагогического опыта предполагает:
- а) сбор, обработку и накопление материалов;
- б) самообобщение педагогического опыта;
- в) распространение педагогического опыта;
- г) издание буклетов, брошюр, фото и видео материалов;
- д) разработку методических рекомендаций по использованию передового педагогического опыта;
- е) создание банка данных по передовому педагогическому опыту.
VI. Информационное направление:
- а) фонд учебной и научно-методической литературы;
- б) фонд методической продукции педагогов ЦДТ;
- в) информационный фонд;
- г) информация о новинках методической продукции;
- д) выставка-панорама методической продукции.
Принципы:
- актуальность;
- научность;
- системность;
- последовательность, преемственность и массовость;
- творческий характер;
- оперативность, гибкость, мобильность.
Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями, которые можно представить следующим образом:
- критерий результативности,
- критерий рационального использования времени;
- критерий удовлетворенности педагогов своим трудом;
- критерий взаимосвязи.
Хочется отметить, что сложившаяся система методической работы позволяет решать как частнометодические задачи, так и решать масштабные методические проблемы. В частности, в течение последних 2-3 лет решается проблема, изложенная в Программе развития учреждения: «Способствовать становлению нравственного поведения воспитанников средствами многопрофильного УДО».