Обращения родителей чаще всего связанны с несвоевременной информированностью. Например, образовательное учреждение уже после начала учебного года приобретает учебники за счет субвенций, а родителей в известность не поставили, учебников на руках у учащихся нет, родители покупают, потом пишут обращения, жалобы во все инстанции.

Следует отметить, что в ГБУ РЦРО представляются сведения о потребности в учебной литературе для того, чтобы определиться какие позиции войдут в заказ к следующему учебному году.

Региональный заказ на учебную литературу формируется на основании потребности в ней школ области, сведения о которой территории представляют в ГБУ РЦРО ежегодно в октябре.

Потребность, сведения о которой предоставляются в ГБУ РЦРО обеспечивается консолидированными усилиями: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прочих мер.

При составлении заказа издательствам на учебную литературу за счет средств областного бюджета, прежде всего, учитываются преемственность предметных линий, опыт передовых учителей области, рекомендации предметных методических объединений.

Рекомендуем муниципальным органам осуществляющих управление в сфере образования:

  • – продолжать участвовать в процессе финансирования закупок учебной литературы согласно ФЗ от 29.12.2012 года №273–ФЗ ст. 35.
  • – осуществлять контроль за своевременным пополнением руководителями общеобразовательных учреждений фондов подведомственных им библиотек за счет субвенций, согласно их компетенции материально технического оснащения школы (ФЗ от 29.12.2012 года №273–ФЗ ст. 28).
  • – обеспечить переход школы с одних учебных программ на другие только в соответствии с возможностями обеспечения учебниками учащихся, исключить произвольный переход от одной программы к другой;
  • – принять меры по недопущению случаев приобретения учебников, имеющихся в обменном фонде по инициативе учителя за счет родительских средств;
  • – организовать образовательный процесс в соответствии с утвержденным учебно-методическим комплектом;
  • – обеспечить контроль за организацией образовательного процесса учителями в соответствии с утвержденными учебно-методическими комплектами;
  • – принять меры по исключению практики замены учебников, определенных общеобразовательным учреждением к использованию в образовательном процессе, на другие по инициативе учителей без согласования с руководителем общеобразовательного учреждения и советом школы.

Предупреждаем, что привлечение родительских средств для приобретения учебников недопустимо. Также, просим руководителей общеобразовательных учреждений определить минимальный перечень дидактических материалов для обучающихся (рабочие тетради, контурные карты, прописи, раздаточные материалы, учебники-практикумы, хрестоматии и т.д.), приобретаемых родителями, и довести его до сведения родителей. Рекомендуем обеспечить единую процедуру оформления отказа родителей от предлагаемых учебников из имеющихся в библиотечных фондах.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

Статья 12. Образовательные программы.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.